История интенсивных школ состоит из трёх поколений:
В 60-е годы в СССР были открыты физико-математические классы для отбора абитуриентов. Новаторством в этом являлось углубленное изучение предметов, которые относились к данному направлению. Заказчиком являлся УНИВЕРСИТЕТ. Это нововведение было создано при поддержки Федеральной образовательной политики.
80-е годы. Привлечение абитуриентов, решение нестандартных задач. Появление КЛШ (Красноярская Летняя Школа). Идейные вдохновители – группа молодых преподавателей Красноярского университета. (В.Г. Пивоваров, В.С. Соколов, В.О. Бытев)
Настоящее время (НооГен). Изменение подхода к содержанию образования, формирование жизненных стратегий.
Летняя школа, как новая форма обучения
Летняя школа - форма обучения и вовлечения в науку, сочетающая летний отдых с занятиями, которые ежедневно ведутся преподавателями университета.
Летние школы проводились в 1960-1980 гг., во время каникул университетами либо физико-математическими школами. Эти школы ставили перед собой задачу углубленного изучения старшеклассниками точными и естественных наук (превышение норм, для данного возраста). Кроме этого, летние школы ставили задачу на самоопределения школьников по отношению к научной деятельности. Т.е., подготовить абитуриентов к их будущей профессии, чтобы они знали, какие стратегические решения надо будет применять.
Причина возникновения всех школ общая - молодые научные сотрудники, аспиранты и студенты помнят, как трудно им было существовать белыми воронами в окружении "нормальных" сверстников в "нормальных" школах, где к учителю бесполезно обращаться с умными вопросами. Осознав бесполезность войны с массовой серостью, "педагоги-самозванцы" без педагогического образования создали свои "сезонные" учебные заведения.
Классические университетские Летние школы определяются укладом университета. Поэтому там присутствуют студенты и преподаватели. Проводятся семинары по теме, лекции, а так же есть культурная программа. Во всех этих действах доминирует мышление. Благодаря такому разнообразию образовательного наплыва, у студента начинает работать не только голова, но и тело и даже душа.
Такие образовательные формы кроме учебного эффекта имеют значительный образовательный, поскольку задают образ определённого сообщества, влияют на формирование ценностей и будущего.
И действительно, после таких школ начинаешь смотреть на всё окружающее тебя по-другому. Начинаешь задумываться, о правильности и нужности того, что существует. В голове начинается построение, нового, идеального для тебя мира.
Можно ли утверждать, что Пионерские лагеря были первыми прототипами летних школ? И если можно, то, на каком основании?
Обратимся за справкой в энциклопедию.
Пионерский лагерь - воспитательно-оздоровительное учреждение в СССР, предназначенное для пионеров и школьников (от 7 до 15 лет) и организуемое на время школьных каникул профсоюзными, комсомольскими, хозяйственными организациями, колхозами, совхозами, органами народного образования, здравоохранения, комитетами по физической культуре и спорту и т. д.
Принцип был таков: дети организовывались в пионерские отряды и дружины. Существовали кружки по интересам (пение, танцы). Пионерские лагеря были очень разные по содержанию. Вот некоторые типы лагерей, существовавшие в СССР: санаторный (для больных детей); спортивный; военно-спортивный; лагеря труда и отдыха; профильный (юных техников, натуралистов, геологов). Остановимся подробнее на профильном типе. Как мы выяснили в предыдущей главе, Летняя школа это углубленное изучение точных и естественных наук. В кружке Юных Техников были собранны дети, которым нравится наука и техника. В процессе интенсивной работы кружка создавались технические новинки. Так можно сказать и о других направлениях профильного пионерского лагеря, но неизменным будет одно:
В этих кружках было множество детей, объединенных общим делом;
Атмосфера в лагере соответствовала профилю (если это был лагерь юных техников, то всё вокруг было связанно с техникой, с научными достижениями и т.д.);
Информация по педагогике:
Понятие технологического образования
В XX веке человечество вступило в технологический этап своего развития. Используя различные технологические средства, человек начал активно создавать искусственный мир, свое предметное бытие. На рубеже перехода человечества в XX век научно-техническая среда, техносфера стала отчуждать человека от п ...
Цикличность процесса обучения
Второй общий момент для любого вида обучения – это цикличность вышеозначенного процесса, т.е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных ...
Использование глобальной сети Интернет в образовании
Современные подходы к использованию компьютерных сетей предполагают реализацию информационного взаимодействия участников образовательного процесса в различных режимах работы Всемирной информационной среды. Интернет-технология обеспечивает современных пользователей всеми ресурсами глобальных телеком ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.