НооГен – педагогическая (образовательная) технология, по форме основанная на разработанных Г.П. Щедровицким организационно – деятельностных играх (ОДИ), а в качестве содержания, использующая решение задач на онтологическое моделирование.
Педагогическая группа НооГен возникла в 1988 году в рамках Красноярской Летней Школы, а впоследствии, как несколько самостоятельных авторских школ в городах Красноярск и Новосибирск. В переводе с греческого языка НооГен обозначает «Рождающий разум». Основной целью программы является коллективное построение миров и возможных научных теорий. Для того, чтобы построить такие миры в программе используются специальные задания, построенные по форме «ноогеновских задач». На первый взгляд задачи выглядят, как говорится, «из мира фантастики».
Но ведь интенсивна то и направлен, чтобы у ребёнка формировалось мышление, открывались какие-то потаенные потенциалы.
Примеры «ноогеновских задач»:
Построить мир, в котором чудеса закономерны
Построить мир, где живое принципиально не отражается от неживого
Построить мир магии
Построить мир, где не люди отбрасывают тени, а тени отбрасывают людей и т.д.
Построение возможного мира является основным процессов интенсивной школы.
В этот процесс вовлечены все участники группы, в результате чего появляются различные решения по данному заданию. После интенсивного участия в решении задач, у ученика появляется опыт особого рода. В идеальном случае из ученика должно получиться следующее:
Должен выйти к смысловым источникам определенного научного предмета;
Осуществляется творческий акт, полагая основания конструкции возможного мира или возможного научного предмета;
Ученик заставляет свой ум работать таким образом, что в голове начинают возникать, необычные, креативные вещи.
Осуществляется дальнейшее развёртывание этих оснований в целостную мысленную картину;
Получает опыт содержательного общения и коммуникации.
Ребёнок приобретает опыт, который в условиях обычной жизни невозможно применить. Отсюда возникает вопрос: Каким образом может помочь приобретённый опыт в дальнейшей жизни ребёнка? Если нет, то есть ли смысл в дальнейшем существовании этой методики?
Что мы имеем в итоге? Интенсивная школа это действительно очень мощный двигатель прогресса для школьников и студентов в развитии их мышления. Методы работы в интенсивен намного эффективнее, чем в обычной (стандартной) школе. Там всегда есть широкие возможности и простор для небольших, индивидуальных, творческих проектов. Человек, выходя из обычной школы, имеет только багаж знаний, который ему транслировали на протяжении обучения. А человек, который прошёл интенсивную школу, выходит в мир с большим запасом методов, с помощью которых он будет применять знания и умения на практике. Но тут возникает двойственная ситуация. После «интенсива», ребёнок начинает учиться целенаправленно только по тем дисциплинам, которые преобладали там. А другие ему становятся не интересными, он начинает осознавать, что они будут ему лишними. Его начинает угнетать общение со сверстниками, так как у них очень банальное воображение. Он не находит поддержки со стороны преподавателя.
И как же быть в такой ситуации?
Не станет ли ребёнок изгоем, среди простой «серой массы»?
Информация по педагогике:
Работа апелляционной комиссии
Для разрешения спорных вопросов при оценке выполнения тестовых заданий и защиты прав участников ЕНТ в каждом ПП ЕНТ создается апелляционная комиссия. Заявление на апелляцию подается в апелляционную комиссию до 13 часов следующего дня после объявления результатов тестирования и рассматривается ...
Комплексный подход к экологическому образованию в школе. Формы и методы
экологического воспитания
Очень долгое время экологическому воспитанию школьников не уделялось должное внимание. В последние годы школа сделала решительный поворот к изменению создавшегося положения. Однако для коренного изменения экологического воспитания школьников ещё не хватает системности, необходимой, логичной и после ...
Какие особенности механизма первоначального чтения необходимо учитывать при
обучении грамоте
Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.