В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Прежде всего, выясним, что такое технология в целом:
· В толковом словаре технология определяется как совокупность
приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;
· По Шепелю В.М. технология - это искусство, мастерство, умение,
совокупность методов обработки, изменения состояния.
В то время как:
• Лихачев говорит о педагогической технологии как о совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; что она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
• Педагогическая технология по Беспалько В.П. - это содержательная техника реализации учебного процесса.
• Волков И.П. видит педагогическую технологию как описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
• Академик, член-корреспондент Российской академии образования Монахов В.М. понимает под педагогической технологией продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Анализ приведенных выше определений показывает, что многие исследователи идентично трактуют сущность понятия педагогической технологии. Отличие между ними состоит лишь в том, насколько широко раскрывается данное понятие. В данном исследовании предпочтение отдается определению педагогических технологий Б.Т.Лихачева.
Определившись с понятием педагогической технологии, хотелось бы узнать ее структуру.
В учебнике педагогики под ред. Пидкасистого П.И. находим, что в структуру педагогической технологии входят:
· организация учебного процесса;
· методы и формы учебной деятельности учащихся;
· деятельность учителя по управлению процессом усвоения
материала;
· диагностика учебного процесса.
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения .
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Бабанский Ю.К. считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Ильина Т.А. понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, мы приведем классификацию по источнику получения знаний:
1. словесные;
2. наглядные:
· демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
· использование технических средств;
· просмотр кино- и телепрограмм.
3. практические:
· практические задания;
· тренинги;
· деловые игры;
· анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.
В метод обучения игра превращается при условиях:
- наполнения технологии определенным содержанием;
- придания содержанию дидактического смысла;
Информация по педагогике:
Использование дидактических игр в развитии умения словообразования
Предыдущий этап исследования доказал практическую необходимость специальных коррекционных занятий по развитию навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР. На основании изучения имеющейся литературы развитию речи с помощью дидактических игр, мы составили конспекты занятий (приложение 1, 2) ...
Программа развития познавательных способностей младших школьников во
внеурочной деятельности
Программа «Развиваемся и познаем вместе» основана на ФГОС второго поколения, основная цель которой - развитие познавательных способностей младших школьников. В содержание занятий во внеурочной деятельности мы включили работу по развитию познавательных способностей через работу в группах. Особенност ...
Особенности речевого развития у ребенка с РДА
Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Общими специфическими чертами речевых нарушений в целом являются: 1. Нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребе ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.