Особенности формирования трудовых навыков у дошкольников с нарушением интеллекта

Образование и педагогика » Проблема формирования трудовых навыков дошкольников с нарушением интеллекта » Особенности формирования трудовых навыков у дошкольников с нарушением интеллекта

Страница 2

Видный русский дефектолог В.П. Кащенко (1870-1943) считал труд дефективных детей в первую очередь средством удовлетворения потребности растущего организма в мышечной деятельности.

В своей книге «Педагогическая коррекция» в 30-40-е годы В.П. Кащенко обосновал роль труда в коррекции аномального ребенка: «Трудовая деятельность ребенка является источником не только его профессионального образования, но и социального воспитания». Благодаря трудовой деятельности происходят следующие положительные сдвиги в воспитании отсталых детей:

- вызывание и развитие общей работоспособности. Кащенко В.П. писал, что ребенку необходимо давать интересную и «связанную с необходимостью проявить личную инициативу»;

- выработка систематичности и выдержки в работе, сосредоточения внимания. Ученый предлагал прием длительных заданий от получаса до нескольких дней и недель;

- выработка культуры интереса. Через трудовое воспитание ребенок отвлекается от нежелательных, отрицательных интересов, развиваются новые интересы;

- развитие общей активности, особенно у пассивных детей.

Труд помогает конкретизировать и исправить нечеткие представления и понятия детей об окружающем мире. В процессе труда ребенок знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их и устанавливает отношения между ними; планируя работу, он создает в воображении будущий объект, а это способствует развитию его мышления.

Среди дошкольников с нарушением интеллекта есть дети, имеющие недостатки моторики, недоразвитие двигательной сферы. Вопилова И.В. считает, что ритмичность трудовой деятельности, соблюдение определенной рабочей позы ведут к исправлениям этих дефектов.

Труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка. Аномальные дети требуют очень большого индивидуального подхода в целях коррекции недостатков их волевой сферы.

Индивидуальный подход при распределении трудовых заданий способствует исправлению не только основных дефектов, но и вызванных ими последствий.

Гнатюк А.А. считает, что в процессе психологической подготовки к труду следует обращать особое внимание на развитие органов чувств и мышечно-двигательного аппарата, воспитание умения слышать, наблюдать, анализировать, на развитие пространственных и количественных представлений. Это обеспечит высокую чувствительность к раздражениям – сигналам, правильность и координацию движений, взаимодействие анализаторов, саморегуляцию и контроль. В условиях специального учреждения эта задача особенно актуальна, так как сенсомоторная культура аномального ребенка очень не высока. Устранение сенсомоторных дефектов осуществляется в процессе практической подготовки на уроках ручного труда, на приусадебном участке или в ходе любой другой практической трудовой деятельности, которая предполагает овладение детьми целым комплексом необходимых трудовых умений и навыков.

На занятиях ручным трудом и в процессе хозяйственно бытового труда дети приобретают первый опыт коллективного труда. В процессе ручного труда развиваются познавательные интересы, закрепляются знания, полученные на занятиях в группе.

На предметных уроках предусматривается ознакомление ребят с окружающей действительностью и трудом людей в городе и сельской местности. На уроках ручного труда используются знания и навыки, полученные в группе: умение отмерить, измерить. Эта взаимосвязь труда и обучения приводит к более сознательному усвоению учебного материала, обогащению речи детей и развитию их мышления.

Все виды трудовой деятельности дошкольника требуют учета их возрастных и индивидуальных особенностей. При выборе объектов труда и распределении между детьми трудовых заданий необходимо учитывать их трудовую подготовку, состояние здоровья, интересы.

Часто у ребят сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводит к тому, что дети быстро утомляются и в результате начинают неохотно работать, поэтому особое значение приобретают правильная дозировка и посильность трудовых заданий. Б.С. Братусь предупреждал об опасности «срыва» нервной системы аномального ребенка. Такой срыв может наступить при перегрузке и переутомлении не только умственном, но и физическом, что может вызвать отрицательное отношение к труду вообще.

Физически ослабленных ребят целесообразно освобождать от участия в труде, но следует совместно с врачом подбирать посильные для них задания. Правильно подобранный труд способствует укреплению здоровья и физическому развитию.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Документы, определяющие содержание образования
К основным государственным документам, определяющим содержание образования на каждом его уровне и каждой ступени, относятся образовательные стандарты, учебные планы и учебные программы. Образовательные стандарты. Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартиз ...

Описание логики решения творческих задач
Логика постановки творческих задач не соответствует той логике, в которой они возникали в истории. Сначала детям предлагаются простые задачи, с которыми учащиеся легко справляются, их решение позволяет учащимся включиться в исследовательскую работу, поставить проблему существования общего решения з ...

Разработка критериев, показателей и уровней внимания младших школьников
Таблица 2 Критерии, показатели и уровни развития внимания младших школьников Критерии Показатели Уровни Высокий Средний Низкий Свойства внимания Направленность внимания Объем внимания Распределенность внимания Сосредоточенность внимания Интенсивность внимания Устойчивость внимания Переключаемость в ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru