Предыдущий этап исследования доказал практическую необходимость специальных коррекционных занятий по развитию навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР.
На основании изучения имеющейся литературы развитию речи с помощью дидактических игр, мы составили конспекты занятий (приложение 1, 2). В них мы включили игры, составленные самостоятельно по аналогии с теми, что представлены в литературе. Темы занятий были выбраны в соответствии с программой, содержанием которой предусмотрено изучение в мае лексических тем «Ягоды» и «Цветы». Задачи занятий также были согласованы с требованиями программы.
Как показал теоретический анализ литературы, проблема является актуальной. Словообразование рассматривают не только как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов.
Овладение процессами словообразования является важнейшей частью при дальнейшем обучении ребенка. Осознанное овладение знаниями о словообразовательном составе слова в норме становиться доступным в школьном возрасте. В старшем дошкольном возрасте дети готовятся к переходу на третий период формирования словообразования, на котором происходит усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества.
Экспериментальное исследование проводилось с использованием методики Р.И. Лалаевой, которая включала задание на словообразование существительных, прилагательных и глаголов.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей с ОНР старшего дошкольного возраста имеются типичные ошибки, такие как: повторение заданного слово; образование сравнительной степени без изменения корневой согласной; образование сравнительной степени прилагательного, синонимичного заданному; повторение заданного прилагательного со словом «сильнее»; неправильное использование суффиксов при образовании относительных прилагательных; пропуск суффикса; добавление окончания –ая при образовании относительных прилагательных; замена суффиксов; неправильная постановка ударения; пропуск слогов в образуемых словах; добавление окончания инфинитива –ть к заданному существительному при образовании глагола; избегание операций словообразования путём называния других частей речи, синонимов, антонимов, слов, похожих по звучанию.
Дети с ОНР в основном пользуются суффиксальным способом словообразования, но и оно вызывало большие трудности, часто связанные с вариативностью суффиксов в языке, их многозначностью. Детям необходимо не только придумать прилагательное, имея основу и какой-то запас морфем, но еще и сравнить, сопоставить его с аналогичными построениями («березовый, осиновый», но – «тополиный»). У детей с ОНР выбор морфем очень ограничен. Кроме того, на речевое дошкольника с ОНР влияет предыдущий способ словообразования. Для создания новых слов дети пользовались наиболее часто употребляемыми суффиксами. Таким образом, нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта как, общее недоразвитие речи.
Цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Особенности речевого развития оказывают влияние на процесс формирования словообразования. Недоразвитие словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках.
Информация по педагогике:
Особенности речевого развития у ребенка с РДА
Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Общими специфическими чертами речевых нарушений в целом являются: 1. Нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребе ...
Профессиональные позиции педагога
Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предос ...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
на уроках русского языка
Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.