Предыдущий этап исследования доказал практическую необходимость специальных коррекционных занятий по развитию навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР.
На основании изучения имеющейся литературы развитию речи с помощью дидактических игр, мы составили конспекты занятий (приложение 1, 2). В них мы включили игры, составленные самостоятельно по аналогии с теми, что представлены в литературе. Темы занятий были выбраны в соответствии с программой, содержанием которой предусмотрено изучение в мае лексических тем «Ягоды» и «Цветы». Задачи занятий также были согласованы с требованиями программы.
Как показал теоретический анализ литературы, проблема является актуальной. Словообразование рассматривают не только как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов.
Овладение процессами словообразования является важнейшей частью при дальнейшем обучении ребенка. Осознанное овладение знаниями о словообразовательном составе слова в норме становиться доступным в школьном возрасте. В старшем дошкольном возрасте дети готовятся к переходу на третий период формирования словообразования, на котором происходит усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества.
Экспериментальное исследование проводилось с использованием методики Р.И. Лалаевой, которая включала задание на словообразование существительных, прилагательных и глаголов.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей с ОНР старшего дошкольного возраста имеются типичные ошибки, такие как: повторение заданного слово; образование сравнительной степени без изменения корневой согласной; образование сравнительной степени прилагательного, синонимичного заданному; повторение заданного прилагательного со словом «сильнее»; неправильное использование суффиксов при образовании относительных прилагательных; пропуск суффикса; добавление окончания –ая при образовании относительных прилагательных; замена суффиксов; неправильная постановка ударения; пропуск слогов в образуемых словах; добавление окончания инфинитива –ть к заданному существительному при образовании глагола; избегание операций словообразования путём называния других частей речи, синонимов, антонимов, слов, похожих по звучанию.
Дети с ОНР в основном пользуются суффиксальным способом словообразования, но и оно вызывало большие трудности, часто связанные с вариативностью суффиксов в языке, их многозначностью. Детям необходимо не только придумать прилагательное, имея основу и какой-то запас морфем, но еще и сравнить, сопоставить его с аналогичными построениями («березовый, осиновый», но – «тополиный»). У детей с ОНР выбор морфем очень ограничен. Кроме того, на речевое дошкольника с ОНР влияет предыдущий способ словообразования. Для создания новых слов дети пользовались наиболее часто употребляемыми суффиксами. Таким образом, нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта как, общее недоразвитие речи.
Цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Особенности речевого развития оказывают влияние на процесс формирования словообразования. Недоразвитие словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках.
Информация по педагогике:
Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного
возраста
Движения — естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закл ...
Развитие детского коллектива
Коллектив – это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т. е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, «зрелый» коллектив, т. е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей ...
Интерактивное взаимодействие учителя
и учащихся
Термин «интерактивное взаимодействие» широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен т ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.