Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Образование и педагогика » Развитие коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре » Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Свободная ролевая игра — самая привлекательная деятельность для детей. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетно-ролевой игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку».

Игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно, а передается людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть».

Каким же образом передается ребенку игра? Оказывается, как отмечает Н. Короткова, он овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным образом такое «втягивание» происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей. В такой группе сюжетно-ролевая игра «живет» во всей ее целостности и полноте: каждый раз, развертывая какой-то конкретный сюжет, старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие подключаются на доступном им уровне, проникаясь в целом ее духом (в таких ситуациях не возникает никакой специальной задачи побуждения к игре). Постепенно дети накапливают игровой опыт и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики, взрослея, они уже сами становятся «носителями» игры, передающими ее другому поколению детей.

Первый принцип организации сюжетно-ролевой игры: для того чтобы дети овладели игровыми действиями, воспитатель должен играть вместе с ними.

Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Дело в том, что воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, занимает позицию учителя, т.е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Конечно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. Однако в совместной игре с детьми необходимо сменить такую позицию на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: «хорошо—плохо», «правильно-неправильно». Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такая позиция взрослого — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетно-ролевой игре вообще и возникновения у него интереса к любой тематике.

Однако воспитатель не может воспроизвести в своей деятельности естественный механизм передачи игровых умений, как это осуществляется в разновозрастной группе. Для формирования игровых умений Н. Михайленко предлагает использовать другой путь, более экономичный и прямо противоположный естественному механизму передачи — не ждать, когда у детей произойдет обобщение конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а строить игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу оказывались перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры. Сначала дети как бы «открывают» новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Психолого-педагогические основы игровой деятельности
В отличие от иных видов деятельности игра охватывает цель в самой себе; сторонних и отдаленных задач в игре школьник не ставит и не решает. Игра зачастую и определяется как действие, которая выполняется ради самой себя, сторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере станов ...

Определение понятия "часто болеющий ребенок"
В системе охраны здоровья матери и ребенка проблема часто болеющих детей (ЧБД) остается важной не только с медико-социальной, но и с экономической точки зрения. Основной объем ЧБД среди детского населения приходится на возраст 3 - 4 лет. Кроме этого, современные исследования показывают, что на долю ...

Контрольный эксперимент по определению уровня развития мотивации студентов учреждений СПО
Нами на базе ФГОУ СПО "Уральский Государственный колледж" был проведен педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что существует, эксп ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru