Стратегии повышения самоуважения строятся на принципе замены неприемлемых способов взаимодействия более приемлемыми. Как сделать это? Как помогать ученикам устанавливать нормальные отношения с учителем и чувствовать свою коммуникативную состоятельность?
Первым шагом к правильному выбору мы считаем овладение диагностическим инструментарием. Диагностика должна строиться на следующих принципах:
собирайте и точно формулируйте факты;
избегайте субъективных оценок;
составляйте конкретные, а не общие описания: «где, когда, как часто и что конкретно делает ученик», забудьте слова :» всегда», «никогда», «ничего». «все время» и т.п.;
будьте субъективным и аккуратным вдвойне.
Для определения уровня несоответствия дисциплинарным нормам нами предложены следующие диагностические методики:
методика изучения общительности как характеристики личности;
социометрический тест по определению самооценки «Хороший ли я друг?»
графическая методика «Кактус» по определению агрессивности;
С целью выявления роли семьи в становлении личностных качеств ребенка представлен тест для родителей по определению способа реагирования в конфликте.
Второй шаг ориентирует нас на умение определять истинную цель (мотив) нарушения дисциплины. Этих целей четыре: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Учителю знать это необходимо, чтобы правильно выбирать свое поведение, пользоваться многими полезными приемами, оставаясь в рамках партнерского стиля общения. в то же время свести на нет нежелательное поведение. Нами выделены и сгруппированы следующие приемы.
Стратегии |
Техники |
Минимизация внимания |
Игнорируйте демонстративное поведение «Делайте глаза» Становитесь рядом Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока Посылайте секретный знак Посылайте письменные замечания Используйте «Я-высказывание» |
Разрешающее поведение |
Стройте урок на основе вопиющего поведения Доведите до предела демонстративную выходку |
Делайте неожиданности! |
Выключите свет Издайте музыкальный звук Говорите тихим голосом Измените голос Говорите со стеной Временно прекратите вести урок |
Отвлеките ученика |
Задавайте прямые вопросы Попросите об одолжении Измените деятельность |
Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения |
Благодарите учеников Пишите имена примерных учеников на доске |
Пересаживайте учеников |
Меняйте учеников местами Используйте «стул размышлений» |
Для установления нормальных отношений «учитель – ученик» мы считаем, что помощь учителя должна базироваться на пяти составляющих:
принятие
принимать того, кто делает, а не то, что сделано;
принимать личностные особенности ученика
внимание
приветствия учеников;
выслушивайте учеников
уважение (признание)
фокус на настоящем;
письменные признания;
учите учеников просить признания
одобрение
теплые чувства
Все виды поддержки полезны, если они совершаются грамотно. А это есть - пути повышения самоуважения личности. Нами предложена схема-ориентировка методов поддержки.
Схема-ориентировка методов поддержки
Что говорит учитель? |
Что слышит ученик? | |
Принятие |
Ты хороший. |
Я хороший. |
Внимание |
Я вижу тебя. |
Я что-то значу. |
Уважение |
Спасибо тебе за… |
Мои усилия замечены. |
Одобрение |
Я знаю о тебе что-то замечательное. |
Я – имеющий смысл. |
Теплые чувства |
Ты мне нравишься. |
Кто-то заботится обо мне. |
Информация по педагогике:
История интеграции
Интегрирование детей с особенностями развития в общество как социальное явление насчитывает несколько столетий. История специального образования показывает, что идея совместного обучения детей с проблемами в учебе и детей с нормой развития существует с 70-х годов, когда европейскому обществу удалос ...
Роль педагога в развитии детского коллектива
В современном образовательном пространстве педагог обеспечивает гармоничное соотношение в протекании процессов индивидуализации и социализации ребенка во взаимодействии с группой детей. Учителю необходимо быть нацеленными на то, что «воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой че ...
Методы и формы изучения раздела «Машиноведения»
Мы считаем, что этот перечень методов технологического образования можно расширить. При этом, учитывая интегративность и большой объем информации, основной акцент в технологическом образовании должен быть сделан на использовании творческих, активных и комплексных методов, которые представлены на ни ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.