В рамках Федеральной Экспериментальной площадки в лицее №1 г. Красноярска, нами был проведен ряд исследований по изучению социальных и ключевых компетентностей у учащихся 7 – ых классов. Основополагающим исследованием, было проведение в рамках школы формирующего эксперимента, который мы назвали деловая экономическая игра «Люди будущего». Данная игра для нас стала средством развития социальных и ключевых компетентностей у подростков, а так же способом по разрешению социальных трудностей связанных с переходным возрастом.
Участниками игры стали два ФЭПовских класса 7-а и 7-б. В течении трех недель силами студентов мы пытались подготовить детей к новой для них деятельности –предпринимательской. Малая осведомленность в этом вопросе у школьников, задала свои трудности, но большая часть детей уловила концептуальные моменты практически сразу.
На первом занятии мы ознакомили детей с правилами игры и рассказали о важности экономических знаний в современном обществе, так же привели ряд примеров известных предпринимателей, рассказали об их истории, тем самым, стимулируя у детей интерес. Было задано массу вопросов, как на понимание инструкции игры, так и вообще о бизнесе, о его значимости, об особенностях и организации. В конце занятия мы представили детям домашнее задание в виде создания «бизнес – плана » планируемого предприятия (критерии см. выше). Раздали инструкции, как для классных руководителей, так и для участников (см. приложение 1).
Второе занятие началось с рассказа о важности планирования в любом деле, так как план это 80% успеха, не начатого дела. После этого ребята начали защиту своих планов предприятия, их оказалось около 10. Процедура заключалась в следующем: выходил уполномоченный представитель фирмы (директор по связям с общественностью) и оглашал род деятельности предприятия, количество участников, то кто какие должности занимает и т.д. Озвучивал рекламный лозунг и рекламировал предприятие (то какое оно хорошее). Азарт, в глазах детей, с каждой защитой все больше и больше нарастал. Именно по этому после защиты так называемых «бизнес-планов», их появилось еще около 5. Заинтересованность детей была на лицо.
Образовалось около 11 предприятий разного характера и сферы деятельности. Нами были зарегистрированы следующие фирмы:
1. Салон красоты «Кармен» (5 человек) 7 «Б»
2. Салон красоты «3s» (2 человека)
3. Фитнес - клуб «Карамелька» (8 человек) 7 «Б»
4. Кинотеатр «Лицей-фильм» (7 человек) 7 «А» и 7 «Б»
5. Массаж-кино «Юпета» (5 человек) 7 «А»
6. Продажа канцелярии «КаТок» (5 человек) 7 «А»
7. Решение домашних заданий «Решебник» (4 человека) 7 «А»
8. Студия визажа «MERALIN» (2 человека) 7 «Б» и 7 «А»
9. Улучшение сотовых телефонов «Mobile upgrade» (3 человека) 7 «Б»
10. Рекламное агентство «Дирек» (8 человек) 7 «Б»
11. Кофейня «Brother Bread» (8 человек) 7 «Б»
В ходе защиты мы оценивали степень подготовленности каждой команды, изучали разработанные бизнес – планы, и главное рассматривали представленность социальных компетентностей в детях. (структуру см. выше)
Так же на занятии мы совместно с детьми придумали денежную единицу и разработали для нее дизайн.
В конце занятия мы еще раз огласили список участвующих фирм, остановились подробнее на правилах игры и организационных моментах. На следующем занятии уже была игра.
Игра началась со встречи в библиотеке, где учителя и организаторы говорили о важности мероприятия и ответственности перед своими коллегами бизнесменами.
После 10 минут, которые мы дали на подготовку, началась игра и сразу же в коридорах зазвучали рекламные лозунги, призывы посетить предприятия. Зазвучала музыка, и заработали чайники, кофеварки, где то зажужжал миксер и молочные коктейли начали продаваться с необычайной скоростью. Но вдруг вырубается электричество и предприятия, которые от него зависели, просто перестают функционировать – реальная жизненная ситуация. И весь поток клиентов ринулся в салоны красоты, массажные салоны. Этот аспект является очень показательным, так как компания «лицей фильм» (показывала ролики из Интернета) не успела заработать ни цента. Организаторы тщательно изучали и оценивали, то, как работают предприятия. В руководстве у них была специальная анкета наблюдателя (см приложение 4), где они должны были отследить поведение детей и зафиксировать уровень используемых навыков и умений. Запоминающимся моментом для многих стала деятельность фирмы «Brother Bread» (с англ. братец хлеб). Они организовали кофейню, в меню которой входили разнообразные бутерброды и экзотические напитки, кстати, они и заработали больше всех денег (лимонов). В их организации поразило то, что каждый знал свою роль. Официанты работали с клиентами, повара готовили, директор считал деньги и заботился о порядке и ни кто не пытался навязать свое мнение или упрекнуть – это говорит о высокой сплоченности коллектива и высоком уровне развития межличностных отношений . Так же было отмечено несколько предприятий, поразивших своей оригинальностью и оформлением. Салон красоты «Кармен» делал оригинальные укладки и наносил татуировки в цвет одежды с учетом дизайнерских решений. «Лицей – фильм» удивил своей слаженностью и подбором интересных и познавательных роликов. «Юпета» - качественным массажем и молочными коктейлями, так же оформлением рабочего пространства и распределением должностных обязанностей. Были, конечно, и аутсайдеры, такие как «Mobile upgrade», которые занимались закачкой мелодий и картинок на телефон. У них клиентов практически не было, следовательно, они ни чего не заработали. Не грамотное планирование предприятия и отсутствие рекламы сделали свое дело. Итак, из проведенной нами игры, мы сделали огромное количество выводов. Обнаружили массу дефицитов касающихся социального взаимодействия, учителям продемонстрировали возможности ребят и то, над чем стоит поработать. Представляя картину, теперь можем перейти к исследованиям, которые мы провели.
Информация по педагогике:
Формы организации учебного процесса, направленного на
формирование универсальных учебных действий
Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свои язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление т ...
Предзащита и защита творческих работ
Защита творческих работ учащимися выступает для руководителя показателем успешности и эффективности проделанной им работы. Целями предварительного представления результатов творческой работы для школьников являются систематизация проделанной работы, понимание того, что получено самостоятельно, что ...
Роль матери в развитии ребенка и его приспособлении к окружающей среде
Нормальное развитие ребенка и формирование успешно действующих защитных механизмов возможно лишь при хорошем приспособлении к социальной среде. Изоляция от родителей и собратьев, даже у приматов, делает невозможным формирование чувства любви, ведет к появлению стойкого страха и агрессивности, стано ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.