Концептуальное пространство проектного образования есть целостный конструкт, представляющий собой совокупность значимых идей и парадигм, создающих художественно-теоретическую среду для решения задачи формирования проектной культуры. Составляющими проектного образования выступают: художественные идеи, теоретические предпосылки.
При этом под технологией проектного образования понимается процессуальное описание способов реализации его содержания с целью достижения планируемых творческих результатов. Данные технологии определяются как ценностные, поскольку они помогают воплотить в творческом продукте те ценностно-смысловые установки и ориентиры, которые присущи личности обучаемого и соотносятся с ценностной парадигмой преподавателя как выразителя воззрений общества на развитие проектной культуры.
Проектирование изначально рассматривалось как прорыв в мир должного. Практика реализации проекта показала, что чем сложнее и мощнее становится инновационная методика, тем уже оказывается пространство ее возможного использования.
Любая технология должна относиться к конкретному объекту, включать в себя педагогическую цель, которая конкретизуется соответственными ей задачами, а также средствами, методами и формами педагогического воздействия, которые должны быть организованно включены в структуру педагогического процесса. Немаловажной частью технологии должен быть механизм оценки эффективности педагогических воздействий.
Основным методом технологии является метод проблемных учебных задач. Под этим методом понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методы решения которых ему еще не известны. Цель использования этого метода заключается в творческом, большей частью интеллектуально-позновательном усвоении учениками заданного предметного материала. При решении проблемных задач результатом усвоения считается не воспроизведение образцов, заданных учителем, а их самостоятельное добывание. Проблемная учебная задача в отличие от тренировочных упражнений, является собственно мыслительной, поскольку требует существенного преобразования и дополнения имеющихся у учащихся знаний.
Осознавая имеющуюся у учителей физической культуры потребность в освоении современных инновационных технологий, мы поставили задачу разработать и экспериментально обосновать технологию метода проектов на теоретических занятиях по физической культуре по теме «туризм».
Данная технология состояла из следующих этапов: диагностический, рефлексивно-аналитический, репродуктивный, деятельностно-практический, контрольно-итоговый.
1.Диагностический, на котором идёт проверка уровня знаний учащихся по туризму (тест, контрольная работа). Тест – это стандартизированное испытание, позволяющее количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся. На данном этапе учащимся предлагаются вопросы теста с вариантами ответов, из которых они должны выбрать правильный. После результаты обрабатываются с помощью математико-статистического метода обработки результатов, выставляются оценки ученикам, и делаются выводы об уровне знаний учащихся по туризму.
2. Рефлексивно-аналитический, на этом этапе содержание учебной дисциплины представляет собой простое описание фактов и явлений, опирающееся на использование житейских понятий. Он предполагает формирование общих представлений о содержании физической культуры, основных аспектах туристических навыков и умений и т. п., происходит первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, более глубокое его усвоение, участвуя в беседе по закреплению, позволяет накопить знания о фактах для последующих обобщений. Основное время затрачивается на работу над новым материалом, закрепление же его ограничивается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся. В этой связи большое значение приобретает применение приемов активизации познавательной деятельности учащихся и, в частности, умение учителя придавать изложению нового материала проблемный характер. Насыщение материала яркими фактами и примерами, включение учащихся в беседу по их анализу, побуждение приводить свои примеры в подтверждение разъясняемых выводов, а также применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения. Таким образом, главным в этих является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мыслимую активность школьников
3. Репродуктивный, на котором производится повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по туристическим навыкам и умением по методу проектов.
Это очень сложная стадия в овладении изучаемым материалом. Ее исходной основой является положение о том, что познание — не прямая линия, а кривая, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Это значит, что овладение знаниями не сводится к одному познавательному акту, что искомое не раскрывается во всем своем многообразии и требует дальнейшей умственной и практической деятельности по более глубокому его усвоению. Всё это требует организации познавательной деятельности по повторению, обобщению и систематизации знаний с целью их углубления и совершенствования практических умений и навыков. Имеет значение здесь и другое не менее важное положение. Как хорошо ни был усвоен изучаемый материал на занятиях, это усвоение (запоминание) носит концентрированный характер, при котором знания переходят в оперативную, кратковременную память и быстро забываются. Чтобы предотвратить это забывание и перевести знания в память долговременную, необходимо осуществить рассредоточенное запоминание, что также требует организации повторения изучаемого материала. Одним из таких методов является метод проектов. Суть метода проектов в данном случае заключается в том, что учащимся предлагается с помощью полученных знаний разработать детальный проект по двухдневному туристическому походу, это способствуют воспроизведению изучаемого материала и его осмысленному усвоению, однако воспроизведение должно носить творческий характер
Информация по педагогике:
Н.К. Крупская о пионерском движении
С первых дней создания пионерской организации Крупская принимала в ее жизни деятельное участие. Она всячески помогала борьбе с буржуазным детским движением (бойскаутизмом), имевшим известное распространение среди молодежи в первые годы революции, и стремилась связать деятельность новой, пролетарско ...
Система заданий краеведческого характера и их реализация на уроках по
основам безопасности жизнедеятельности в 8-м классе
Целью курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-го класса является формирование и развитие у школьников сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими умений и навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневно ...
Понятие культурологического развития детей, его связь с другими сторонами
воспитания
Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой цивилизованного развития. В образовании как явлении цивилизации происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общес ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.