Программированное обучение

Образование и педагогика » Обучение как процесс » Программированное обучение

В основе программированного обучения лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера, других технических средств) ученику и получения обратной связи. То есть информации о ходе обучения учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).

В 1954 году Б.Ф.Скиннер сделал доклад, в котором изложил концепцию программированного обучения. Он опирался на бихевиористическую психологию, согласно которой обучение идёт по принципу «стимул – реакция – подкрепление», что означает: ученику предъявляется материал, он производит познавательные действия с ним, действия тут же получают оценку.

Б.Скиннер сформулировал следующие принципы программированного обучения:

1. Принцип деления материала на возможно малые части, чтобы их усвоениебыло легким и при этом обязательным.

2. Принцип немедленной оценки ответа. Ученик заполняет пробел и тут же сравнивает его с правильным ответом.

3. Принцип индивидуализации темпа обучения. Каждый учащийся тратит на усвоение материала столько времени, сколько ему нужно.

На практике педагог может воспользоваться линейным и разветвлённым построением образовательной программы. При выборе линейного построения программы, учащиеся работают над всеми порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвлённая программа предполагает выбор учеником своего индивидуального пути освоения целостной учебной информации.

В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Идея программированного обучения состоит в управлении учебными действиями ученика с помощью обучающей программы.

Достоинством данного вида обучения является получение полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной программы. В программированном обучении каждый учащийся работает в удобном для него режиме. Другое преимущество состоит в экономии времени преподавателя на процесс передачи информации, а также на постоянный контроль за процессом и результатом её усвоения. Главным недостатком данного вида обучения является чрезмерная аппеляция к памяти обучающихся.

Развитие и формирование способностей общих в ходе общеобразовательной работы и специальных (музыкальных, художественных и т.д.) в ходе специального образования составляет одну из важнейших задач процесса обучения. В ходе обучения способности не только проявляются, но и формируются, развиваются. Их развитие является не только предпосылкой, но и результатом освоения знаний. Таким образом, основные закономерности процесса обучения – педагогического характера.

Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать и получить большой объём информации. Обучение – это организованный педагогом процесс познания, развития, общения, творчества. Основу любого вида обучения составляет дидактическое отношение: преподавание – учение.

Информация по педагогике:

Принципы управления
Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления, под которыми понимаются основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности. Принципы управления – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. ...

Организация исследования метода тестирования как средства педагогического контроля обученности старшеклассников
Для определения эффективности метода тестирования как средство педагогического контроля обученности старшеклассников в МОУ СОШ №4 поселка Пойковский Нефтеюганского района было проведено экспериментальное исследования. В эксперименте участвовали учащиеся 9-11 классов. Исследование проходило в три эт ...

Проверка и оценка знаний как психолого- педагогическая проблема
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки учащихся. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru