Зачетные единицы характеризуют трудоемкость образовательной программы с учетом всех её составляющих: практик, промежуточных и итоговой аттестаций и др. В зарубежных образовательных системах эквивалентом российского термина «зачетная единица» является термин «кредит». Впервые кредиты были введены в университетах США на рубеже XVIII и ХIХ вв в рамках начавшегося в этот период процесса либерализации университетского образования и перехода к субъект-субъектной парадигме обучения. Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволило предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса.
Россия, как и другие европейские страны, присоединившиеся к Болонской декларации, ориентируется на использование зачетных единиц, размерность и порядок применения которых определяется документом, для названия которого − European Credit Transfer System (ECTS) «Европейская система перевода и накопления кредитов».
Разработка ECTS была начата в 1989 году в рамках программы развития студенческой мобильности Эразмус как инструмента обеспечения признания периодов обучения студентов за границей путем перевода кредитов. В настоящее время «в качестве трансферной системы ECTS применяется более чем в 30 странах и используется более чем в одной тысяче учреждений высшего образования».
ECTS не гарантирует автоматического зачета кредитов. Конкретные условия перезачета кредитов между двумя университетами согласно ECTS определяются Учебным соглашением – документом, подписываемым направляющим и принимающим университетом и студентом. Наличие Учебного соглашения обеспечивает принятие быстрых и обоснованных решений по зачету кредитов. В других случаях учебное заведение, выдающее диплом (присваивающее степень), само решает какие кредиты учитывать по конкретным программам. При этом иногда могут особо оговариваться требования к количеству контактных часов совместной работы преподавателя и студента.
Для документирования текущих достижений студента, выезжающего для продолжения обучения в зарубежный университет, направляющий университет выдает студенту Академическую справку ECTS, имеющую стандартный формат для отражения всех учебных действий, выполненных студентом. Принимающий университет по завершении периода обучения прибывших студентов перед их возвращением также оформляет Академическую справку, в которой фиксирует результаты обучения. В Академической справке перечисляются освоенные модули (курсовые единицы), полученные кредиты, местные оценки и оценки по шкале ECTS. Таким образом, Академическая справка ECTS является формой, отражающей количество и качество результатов обучения. Университетам рекомендуется использовать стандартную форму Академической справки для учета и хранения в единой компьютерной базе результатов обучения не только мобильных, но и обычных студентов, что позволит включать академические справки в унифицированное Приложение к диплому, которые будут выдаваться выпускникам.
Приложение к диплому – это дополнение, объяснительная записка, прилагаемая к диплому, выдаваемому высшим учебным заведением. Предполагается, что приложение к диплому, оформленное на одном из широко распространенных европейских языков, должно бесплатно выдаваться каждому студенту после окончания университета вместе с официальным дипломом.
Зачетные единицы характеризуют объем содержания образовательной программы и трудоемкость ее освоения студентом. Характерный для университетов США возможный подход к определению трудоемкости учебных дисциплин в зачетных единицах на основе часовых эквивалентов представлен в табл. 1.
Таблица 1
Определение трудоемкости учебной дисциплины в зачетных единицах (один из возможных подходов)
1 зач. ед. = |
1 час лекции + 2 часа самостоятельных работ в неделю + другие виды учебной работы по данной дисциплине в течение одного семестра (подготовка реферата, графико-расчетная работа, домашние задания и т.п., экзамен, зачет); 2 часа семинарских работ + 1 час самостоятельной работы в неделю + другие виды учебной работы (аудиторная работа, реферат, графико-расчетная работа, домашнее задание, экзамен, зачет); 2 часа лабораторных работ + 1 час самостоятельной работы в неделю + другие виды учебных работ (аудиторная работа, реферат, графико-расчетная работа, домашнее задание, экзамен, зачет). |
Пример 1. Если учебным планом по какой-либо дисциплине предусматривается 1 лекция в неделю (2 часа в неделю), 1 семинарское занятие и одна лабораторная работа 1 раз в две недели (по 1 часу в неделю), то в случае успешного изучения данной дисциплины в течение семестра студенту засчитывается три (2 + 0,5 + 0,5 = 3) зачетные единицы. При этом он будет иметь по данной дисциплине недельную аудиторную нагрузку в объеме 4 ак. часов и выполнять самостоятельную работу в объеме 5 ак. часов в неделю, за которую он должен регулярно отчитываться перед своим преподавателем.
Информация по педагогике:
Понятия о методах физического воспитания
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является оптимальное развитие физических качеств человека. К ним относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Методов и особенно различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так мно ...
Методы стандартного упражнения
Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. К данным методам относят: · Метод равномерного упражнения (например, равномерный бег, поточное выполнение элементарных движений и т. п.); · Метод повторного упражнения (например, б ...
Значение внеклассной работы по математике как
средства развития познавательного интереса
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиес ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.