Учение о культуре речи – наука сравнительно молодая и вместе с тем интенсивно развивающаяся как в нашей стране, так и зарубежном. Её предмет и объект исследования, совокупность методологических приёмов описания материалов определились окончательно лишь в последние десятилетия.
Человеку, стремящемуся к овладению речевой культуры, конечно, не обязательно, как учёному, знать в деталях основы «специальных» языковедческих наук: фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и других. Но есть целый ряд проблем в общей науке о языке, который, конечно, должен быть знаком самому широкому кругу людей.
Здесь уместно сказать о компетенциях младших школьников. Обще учебная компетентность – это интегральное качество личности, обеспечивающее готовность к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
В структуре обще учебной компетентности младшего школьника можно выделить следующие компетенции: коммуникативную, личностно-смысловую.
В последние десятилетия обучение русскому языку в начальной школе претерпело существенные изменения. В частности, усилилась развивающая функция языка. Чётко обозначилась его коммуникативно-речевая направленность
В структуре обще учебной компетентности младшего школьника можно выделить следующие компетенции: коммуникативную, личностно-смысловую.
Именно поэтому обучение русскому языку на современном этапе рассматривается с точки зрения готовности ученика к полноценной речемыслительной деятельности в устной и письменной форме. В решении задачи совершенствования речемыслительной деятельности младших школьников особое значение приобретают вопросы развития самостоятельной устной и письменной речи.
Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые и общеучебные компетенции, определяющие современное качество образования».
Общеучебная компетентность – это интегральное качество личности, обеспечивающее готовность к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
В структуре общеучебной компетентности младшего школьника можно выделить следующие компетенции: коммуникативную и личностно-смысловую. Коммуникативная компетенция заключается в практическом овладении диалогической и монологической речью, владении нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Личностно- смысловая компетенция заключается в эмоционально-ценностном отношении к родному языку, побуждении познавательного интереса к родному слову, стремлении совершенствовать свою речь, в том числе письменную.
Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Ясно, что назрела острая необходимость преодолеть эти недостатки.
Ещё один немаловажный аспект – это то, что наш век - век компьютерных технологий. Обеднённый и упрощённый до безграмотности язык СМС и электронных сообщений стал проникать в повседневную речь и претендовать на норму.
Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной проблемы исследования, целью которой является выяснение, что же такое культура речи и как проводится работа по развитию навыков культуры речи у учащихся начальных классов.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать причины актуализации вопросов культуры речи в современном обществе и в начальной школе в частности.
2. Раскрыть основные качества культурной речи.
3. Осветить проблемы детских речевых ошибок.
4. Рассмотреть приёмы формирования культуры речи у младших школьников.
Объектом исследования является процесс организации культуроведческой работы в начальной школе и собственно культура общения младших школьников в урочной деятельности.
Предметом исследования являются приёмы и формы работы по культуроведческому образованию в начальной школе.
Гипотезой исследования является предположение о том, что если учитель на уроках русского языка и литературного чтения будет использовать приемы и формы, предупреждающие и искореняющие речевые ошибки, то это позволить повышать как культуру речи учащихся, так и культуру поведения и общения подрастающего поколения в современном обществе.
Методологической основой исследования являются труды В.В. Виноградова, Л.В. Щербы, В.В. Леонтьева А.Ю. Купаловой, Т.А. Ладыженской, М.Р. ЛьвоваВ.А. Аврорина, И.Н. ОзеровойГ.А. Золотовой, Н.А. ПесняевойЮ.М. Афанасьева, Н.В. Володиной, З.И. Калмыковой и других педагогов, изучающих различные аспекты формирования навыков культуры речи в начальной школе.
Исходя из вышеперечисленных проблем русской речи, как никогда более остро перед всем обществом и, в первую очередь, школой ставится вопрос об очистке русского языка от различного типа речевых ошибок и усилении работы над правильностью культуры речи. Эта тема очень актуальна и поэтому нами был выбран вопрос о формировании культуры речи в начальной школе. Данная работа может помочь студентам в подборе правильных методов и приёмов работы для формирования культурной речи школьников.
Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающий теоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
Информация по педагогике:
Особенности организации и методика обучения ручному труду
В экспериментальном обучении приняли участие 60 воспитанников. Результаты первичного обследования по методике констатирующего эксперимента (глава вторая) позволили считать данную группу репрезентативной. При отборе содержания и методов обучения ручному труду мы учитывали не только данные констатиру ...
Организационно-технологические модели
дистанционного образования
Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммун ...
Основы биологической переработки отходов
Специфическое применение биотехнологических методов для решения проблем окружающей среды, таких, как переработка отходов, очистка воды, устранение загрязнений, составляет предмет экологической биотехнологии. Получение биогаза Биогаз – это смесь из 65% метана, 30% СО2, 1% сероводорода. Энергия, закл ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.