В дистанционном образовании средства обучения реализуются через новые информационные технологии. Традиционные учебники, учебно-практические пособия, рабочие тетради и др. широко используются в системах дистанционного образования. В зарубежных системах дистанционного образования, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок, доля печатных изданий велика (например, в США - 85 %, в Германии - 95 %).
При разработке дидактических печатных материалов для дистанционного образования необходимо, как показывает опыт, руководствоваться следующим:
учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;
при построении структуры учебного материала в пособии целесообразно использовать модульный принцип;
должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы;
обязательными элементами в учебном пособии должны быть контрольные задания, толковые словари, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.
В целом, рациональная структура учебно-практическою пособия по дисциплине (курсу), предназначенного для дистанционного образования, должна включать в себя следующие разделы.
Введение в дисциплину (история, предмет, актуальность, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности).
Учебная программа по дисциплине (учебному курсу).
Цель и задачи изучения дисциплины.
Методические указания по самостоятельному изучению курса.
Оглавление.
Основное содержание, структурированное по разделам (модулям).
Тесты, вопросы, задачи с ответами для тренинга (по разделам).
Итоговый тест.
Практические задания для самостоятельной работы.
Тематика для небольших научно-исследовательских работ.
Толковый словарь терминов.
Список сокращений и аббревиатур.
Заключение.
Список литературы (основной, дополнительной, факультативной).
Хрестоматия (дайджест) по дисциплине, содержащая выдержки из учебников, научных и журнальных статей, методик и других учебных материалов по тематике курса. Ј, Краткая творческая биография автора пособия.
Сетевые учебные материалы целесообразно строить как сетевой учебно-методический интерактивный комплекс, который относится к сетевым электронным учебникам второго поколения с расширенными функциями интерактивности за счет использования таких услуг Интернет как телеконференции и видеоконференции.
Комплекс содержит следующие канонические дидактические функциональные блоки: организационно-методический, информационно-обучающий, идентификационно-контролирующий. Психолого-педагогические функции комплекса реализуются посредством представления учебного материала в среде гипермедиа, дидактического взаимодействия студентов с преподавателями и со средствами обучения посредством электронной почты, «чата», теле- и видеоконференций. Комплекс состоит из следующих дидактических блоков:
Организационно-методический. Содержательно включает в себя информацию о целях, задачах дисциплины, ее связи с другими дисциплинами, входящими в учебную программу; краткую характеристику содержания тем учебной программы, порядок и рекомендации по изучению дисциплины с помощью комплекса; обзор литературы и формы отчетности и контроля, порядок организации взаимодействия с преподавателем. Для психологического комфорта студентов модуль визуализирован и представляет собой запись установочного занятия на видеокассету с последующей оцифровкой. Содержательная часть модуля дублируется текстовым файлом.
Информационно-обучающий блок состоит из модулей по объему равным учебной теме. Модули выполнены в среде гипермедиа. Каждый модуль сопровождается тестами для самопроверки, а весь блок - итоговым тестом по курсу и экзаменационными билетами по курсу. Гипертекстовые ссылки, имеющиеся в учебном тексте, дают возможность студенту знакомиться со специально созданной электронной хрестоматией по тематике курса, информационным ресурсам Интернет, с ресурсами электронной библиотеки.
Информация по педагогике:
Задачи математического образования в подростковой школе
Выбранный мной возраст 12 – 14 лет, соответствует, согласно периодизации Л. С. Выготского [8] особому этапу в развитии личности – подростковому периоду. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный и критический. Л. С. Выготский подчеркивает, что здесь имеет место период раз ...
Как родители должны поддерживать выпускника в экзаменационную пору
Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки. В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная ре ...
Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента
Научными источниками и основными составными частями менеджмента в социальной сфере являются социология и теория менеджмента. Несмотря на то, что само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, области исследования, профессии относительно нова. Управление было признано самосто ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.