В решении социально - экономических, культурных и духовных преобразований нынешней России особое место отводится школе. Задачи демократического преобразования нашего общества и будущего его процветания требуют подготовки поколения с высоким нравственным и интеллектуальным потенциалом, раскрывающиеся через познавательные способности. Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития познавательных способностей. В реализации идеи интеграции учебного и воспитательного элементов школьной деятельности, внеурочной деятельности, разработке ее технологии особое место отводится феномену познавательного интереса. Проблема познавательного интереса всегда находила широкое исследовательское внимание.
Проблемой учения с интересом занимались выдающиеся педагоги прошлого И. Гербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие.
Современные подходы ученых-педагогов к данной проблеме представлены в трудах Л.И. Божович, В.Г. Бондаревского, М.К. Енисеева, В.И. Ильина, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и других.
Современная педагогическая наука подчеркивает, что «успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные способности детей. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя».
Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, что больше всего реализуется во внеучебной деятельности.
Противоречие: государство дает определенный социальный заказ, но определенной программы для развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности у учителей нет.
Проблема: учитель в современной начальной школе в настоящий момент находится в сложной ситуации, так как он не до конца определен с выбором такой программы, которая удовлетворяла бы требования ФГОС, а именно, сочетала в себе воспитательные элементы и развитие познавательных способностей, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса и отсутствие обоснованной технологии реализации идеи, в которой нуждается учитель начальной школы, позволили нам сформулировать следующую тему исследования: «Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать программу развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: программа развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательных способностей будет эффективным, если при реализации программы учитывать следующие педагогические условия:
организация творческой деятельности коллектива младших школьников с соблюдением таких этапов, как стартовая беседа, планирование, подготовка, проведение дела и его анализ;
- создание ситуации успеха;
- организация работы в малых группах;
- планирование коллективных дел в русле общей цели воспитания – всестороннего развития личности и выделяется образовательно-познавательное содержание любого вида КТД.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме развития познавательного интереса во внеурочной деятельности.
Выявить особенности внеурочной деятельности младших школьников.
Изучить своеобразие познавательных способностей и их формирование в младшем школьном возрасте.
Теоретически обосновать и разработать программу развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности и определить ее эффективность.
Новизна исследования: изучены, проанализированы и уточнены термины: «внеурочная деятельность», «познавательные способности»; теоретически обоснована программа развития познавательных способностей во внеурочной деятельности.
Практическая значимость: разработаны конспекты занятий по развитию познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности на основе модульных технологий.
Информация по педагогике:
Методика изучения ампельных растений в школьном
курсе биологии
Задачи урока: сформировать понятие о стебле, как осевой части видоизмененного побега ампельных растений. Раскрыть взаимосвязь между особенностями стеблей ампельных растений и выполняемыми функциями. Средства обучения: таблицы «Разнообразие стеблей растений», «Ампельные культуры», комнатные ампельны ...
Биотехнологические процессы в пищевой промышленности
Молочные продукты В пищевой промышленности для получения молочных продуктов применяют, главным образом, ферментацию. В сквашивании молока обычно принимают участие стрептококки и молочнокислые бактерии; лактоза при этом превращается в молочную кислоту. Путем использования иных реакций, которые сопут ...
Анализ проблемы взаимодействия в практике работы школ
Описание базы исследования: 1 класс МОУ «НОШ №2» города Магнитогорска. В исследовании приняли участие 28 учащихся. Сроки исследования: учебный год 2009, сентябрь-март. В соответствии с выдвинутой гипотезой «Психолого-педагогические приемы взаимодействия, используемые в учебно-воспитательном процесс ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.