общий документ
Приступаем к изучению основ дидактики – отрасли педагогической науки, которая разрабатывает теорию обучения, его закономерности и принципы, содержание образования, методы, средства и формы организации обучения, контроль результатов обучения.
Прежде всего, рассмотрим такую категорию дидактики, как содержание образования. Содержание образования выступает одним из факторов, формирующих личность.
Женщина Наталья https://sep.sibirki.org/id_9401.html район и метро - от сайта СибиркиВ общем смысле содержание чего-либо – это совокупность элементов и процессов, которые составляют основу объектов и обусловливают существование, развитие и смену их формы.
Под содержанием образования
понимается педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Иначе говоря, это весь тот опыт, который передается новым поколениям.
Социальный опыт включает четыре элемента: накопленные человечеством знания, разнообразные умения и навыки, способы творческой деятельности, ценностные отношения к действительности. Усвоение первого элемента социального опыта обеспечивает формирование картины мира и вооружает знаниями как инструментом всякой деятельности. Усвоение второго элемента позволяет новым поколениям сохранить культуру, а третьего – обеспечивает ее дальнейшее развитие. Усвоение четвертого элемента социального опыта регулирует соответствие деятельности человека его потребностям и, в свою очередь, расширяет сферу этих потребностей, систему ценностей, мотивы деятельности.
Содержание образования, будучи аналогом социального опыта, включает те же четыре части
(их называют базисными компонентами содержания образования
):
1. Уже добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике, человеке и способах деятельности.
В структуру знания входят:
а) важнейшие понятия и термины науки;
б) научные факты, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;
в) основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
г) теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними, о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;
д) знания о способах научной деятельности, методах познания, истории науки;
е) критерии, или оценочные знания об установленных в обществе нормах отношения к различным явлениям повседневной жизни в обществе.
Названные виды знаний отличаются друг от друга тем, что они имеют разные дидактические функции и требуют использования разных технологий обучения. Основные функции знаний связаны с тем, что они выступают средством создания общей картины мира, инструментом познавательной и практической деятельности, основой целостного научного мировоззрения.
2. Опыт осуществления уже известных способов деятельности, который воплощается в выработанных человечеством умениях и навыках (интеллектуальных и практических).
Умения – внешние или внутренние действия, выполняемые на основе знаний в соответствии с поставленными задачами и условиями. Навыки – частично автоматизированные действия. Все умения и навыки можно разделить на две группы:
а) специальные, или частнопредметные (например, умения и навыки решения физических или математических задач, постановки опытов по химии и т.п.);
б) общеучебные, то есть общие для всех учебных предметов (например, составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т.п.).
За годы учебы в школе учащиеся должны овладеть основными умениями и навыками в области познавательной, трудовой, художественной, валеологической, общественной, ценностно-ориентировочной, коммуникативной деятельности.
3. Опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед человеком и обществом проблем.
И.Я. Лернер выделяет несколько моментов, характеризующих творческую деятельность учащегося:
а) умение самостоятельно переносить полученные знания в новую ситуацию для решения какой-либо новой учебной или другой задачи;
б) умение видеть новую проблему в уже известной ситуации;
в) умение использовать знания, умения и навыки для того, чтобы из известного вывести или поставить новую проблему и решить ее;
г) умение использовать окружающие предметы или явления к достижению оставленной цели;
д) умение самостоятельно комбинировать уже известные способы деятельности, превращая их в новый способ;
е) умение разбираться в структуре предмета и явления, нового текста, новой задачи и устанавливать соотношение частей структуры;
ж) умение мыслить альтернативно, то есть учитывать различные и разносторонние способы доказательств и решений;
з) умение поиска и построения принципиально новых способов решения проблем и задач, являющихся комбинацией известных.
4. Опыт эмоционально-ценностного чувственного отношения к миру и его объектам, друг другу и самому себе, то есть система эмоциональной, волевой, моральной и эстетической воспитанности личности.
Еще К.Д. Ушинский заметил: «Ничто – ни слово, ни мысль, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования». Воспитание культуры чувств составляет важную часть содержания образования. Ведь без эмоций нет познания, эмоции в значительной степени определяют мотивы поступков.
Итак, под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.
Каждый базисный компонент содержания образования выполняет свою специфическую, не подменяемую другими компонентами, функцию в процессе формирования и развития личности. Предшествующие компоненты могут существовать отдельно от последующих (например, можно овладеть знаниями, но не уметь применить их на практике); но каждый последующий компонент невозможен без предыдущих. Невозможно, например, овладеть творческими умениями в какой-либо области, не имея знаний в этой области (по словам П.П. Блонского, «пустая голова не рассуждает»).
Взаимосвязь компонентов содержания образования выражается и в том, что усвоение каждого из них влияет на уровень и качество усвоения других компонентов.
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания. Важнейшей детерминантой, то есть фактором, определяющим состав содержания образования на каждом историческом этапе, является цель воспитания, в которой находят концентрированное выражение интересы общества и личности. В каждом обществе существует своя модель образованного человека.
Содержание общего, политехнического и профессионального образования.
Выделяют содержание общего образования (усваивается главным образом в школе) и профессионального образования (усваивается в учреждениях профессионального образования – ПТУ, ссузах, вузах, на курсах повышения квалификации). Содержание общего образования
– это содержание базовой культуры личности. Долгое время общее образование понималось упрощенно, лишь как звено, предшествующее профессиональному образованию и являющееся базой последнего.
Общее образование в отечественной традиции одновременно является и политехническим. Политехническое образование предполагает общетрудовую и начальную профессиональную подготовку – теоретическую и практическую. Политехническое образование связано с решением таких задач, как:
· знакомство учащихся с научными законами, лежащими в основе материального производства;
· выработка у учащихся умений применять полученные знания в различных областях производства;
· основательное овладение учащимися навыками обращения с простейшими орудиями производства;
· подготовка учащихся к общетрудовой деятельности, сознательному выбору профессии и овладению специальностью.
Учебные предметы.
В общеобразовательной средней школе учащиеся изучают не науки в собственном смысле слова, а учебные предметы.
Учебный предмет – это педагогически обоснованная система научных знаний, умственных и практических способов деятельности (умений и навыков), выражающих основное содержание и методы конкретной науки, той или иной науки либо стороны культуры, труда, производства.
Отношение учебного предмета к науке следует рассматривать прежде всего как отношение знания общеобразовательного к знанию специальному. Целью науки является возможно более глубокое исследование одной из сторон объективной действительности, а целью обучения – усвоение основ наук и всестороннее развитие учащихся. Тем не менее, по своим научным достоинствам учебный предмет не должен отличаться от соответствующей дисциплины, хотя он и должен быть меньшим по объему.
Структура учебного предмета имеет много общего со структурой соответствующей науки. Однако учебный предмет по ряду признаков отличается от соответствующей ему науки.
Во-первых, отличие в объеме и степени представленности элементов науки в соответствующих учебных дисциплинах. Учебный предмет не ставит целью исчерпать собой науку; в него включаются лишь основы науки – важнейшие факты, понятия, законы, теории, методы, язык науки, приложения законов науки на практике. Эти основы специально отбираются в соответствии с целями обучения и возрастными возможностями учащихся. Кроме того, в содержание учебного предмета входит лишь материал, безупречный с научной точки зрения. Чрезмерно сложные и малоразработанные разделы науки в учебный предмет не включаются.
Во-вторых, отличие в структуре. Соотношение разделов в науке и в учебном предмете различно. Так, например, в учебных предметах по русскому языку, родному и иностранному языкам лингвистические концепции занимают небольшое место, но в них включено много материала, необходимого для выработки умений и навыков пользования устной и письменной речью. При этом в учебные предметы, как правило, раскрывают исторический и логический аспекты развития науки.
В-третьих, отличие в логике изложения знаний. Учебный предмет отличается от соответствующей науки особой формой изложения. «Научное и педагогическое изложение, – писал К.Д. Ушинский, – две вещи разные».
Каждый учебный предмет своими только ему присущими средствами при педагогически организованном учебном процессе воспитывает отношение человека к изучаемым явлениям окружающей действительности. Каждый учебный предмет имеет свою логику понятий, фактов, законов и теорий, однако, между ними существует взаимосвязь.
В содержание общего образования входят четыре основных цикла изучаемых учебных предметов:
1) естественнонаучный;
2) гуманитарный;
3) художественно-эстетический;
4) трудовой, физической и начальной военной подготовки.
Как последовательное, так и параллельное изучение учебных предметов позволяет осуществлять межпредметные связи,
отражающие объективно существующие связи и зависимости между отдельными науками. Ведь разные науки часто изучают один и тот же объект, используются одни и те же методы изучения, основываются на одной и той же методологии.
Дидактические теории содержания образования.
Содержание образования носит исторический характер, оно развивается, изменяется в связи с развитием и изменением общества. В конечном счете, содержание образования определяется требованиями развивающегося общественного производства, а также тесно связанных с ним науки, политики, культуры. Эти требования находят свое отражение в соответствующей теории содержания образования.
По мере развития общества в педагогической науке зарождались различные дидактические теории, влияющие на формирование содержания образования:
1. Дидактический энциклопедизм
(Я.А. Коменский). Школа должна давать ученикам предельно большие знания, черпаемые из легко доступных учебников и учебных пособий. Для успешного усвоения требуется большая самостоятельная работа учащихся и поиск интенсивных методов обучения со стороны педагога.
2. Дидактический формализм
(Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег). Роль знаний в том, чтобы развивать умственные способности учащихся. Обучение выступает лишь как средство развития, поэтому содержание образования по большому счету безразлично. Основу его должны составлять так наз. «инструментальные» предметы, развивающие ум – латинский и греческий языки, математика.
3. Дидактический утилитаризм
(Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер). Целью обучения является формирование практических умений и навыков. Поэтому основу содержания образования должны составлять все известные виды деятельности; роль теоретических знаний при этом недооценивается.
4. Функциональный материализм
(В. Оконь) представляет попытку интеграции трех предыдущих теорий.
Одной стороной обучения является познание действительности и приобретение знаний, второй стороной – функционирование этих знаний в мышлении учащихся, третьей – их использование в практической деятельности, включающей преобразование действительности.
5. Структурализм
(К. Сосницкий) требует четко выделять в содержании каждого учебного предмета основные формообразующие элементы, имеющие прочную научную и образовательную значимость, а также второстепенные производные элементы, знание которых для учащихся общеобразовательной школы не обязательно.
6. Теория содержания образования, построенная на основе структурного подхода
(Д. Брунер).
7. Теория содержания образования, построенная на основе таксономии целей обучения
(С.Б. Блум).
8. Теория содержания образования, построенная на основе системно-деятельностного подхода
(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский).
9. Теория содержания образования, построенная на основе компетентностного подхода.
Принципы формирования содержания общего образования.
В современной дидактике используются принципы формирования (отбора) содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским:
1. Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.
Данный принцип требует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают личностный рост.
2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю предметно-научную его ориентацию.
Он предполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования. Это означает, что при проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия.
3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования
предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.
4. Принцип гуманитаризации содержания общего образования
означает поворот к личности. Данный принцип имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием, исходя из современной ситуации развития общества, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры (культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культура общения и семейных отношений).
5. Принцип фундаментализации содержания общего образования.
Он требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осознание учащимися сущности методологии познавательной и практической преобразующей деятельности. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.
6. Принцип дифференциации содержания образования
обусловлена необходимостью учета индивидуальных склонностей и интересов учащихся к тем или иным отраслям научных знаний, техники, искусства. В связи с этим вводятся факультативные занятия.
7. Принцип взаимосвязи теории и практики.
Критерии отбора основ наук, изучаемых в современной средней школе:
1) целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;
2) научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;
3) соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;
4) соответствие объема содержания учебного предмета времени, отводимому на его изучение;
5) учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;
6) соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.
Информация по педагогике:
Основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста
К детям с нарушениями в развитии, относят детей с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития, эмоциональными, интеллектуальными нарушениями. - Нарушения слуха. К этой категории относятся нарушения слуха различной степени — от легкой пот ...
Сущность и принципы педагогической коррекции
Педагогическая коррекция – важное и ответственное направление практической деятельности психологов и педагогов. Оно предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира ребенка с целью их изменения. Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития ...
Площадь произвольного n-угольника
Отдельно в школе площадь произвольного многоугольника не рассматривается. Однако, в курсе геометрии есть ряд задач, в которых требуется найти площадь произвольного многоугольника. К тому же на практике задача о площади такого многоугольника встречается довольно часто. Поэтому на уроках геометрии сл ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.