Современное понимание проблем воспитания и обучения приобретает все более выраженную гуманистическую направленность. «Общие» подходы, глобальные программы уступают место личностно-ориентированному воспитанию, предполагающему достаточно свободный выбор ребенком интересующей его деятельности (Л.А. Венгер. А.В. Запорожец, У.В. Ульенкова).
Одной из самых привлекательных, мотивированных сущностной потребностью ребенка, является элементарная трудовая деятельность. Будучи включенным в личную «программу развития» (Л.С. Выготский) самостоятельный труд раскрывает ребенку разнообразные стороны окружающего мира, позволяет овладевать различными формами познания, оказывая существенное влияние на развитие мышления ребенка (Я.З. Неверович, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин).
Возможности для интеллектуального развития ребенка, потенциально заложенные в данном виде детской деятельности, приобретают исключительное значение при его недостаточности. Коррекционной педагогикой накоплен значительный опыт умственного развития проблемного ребенка средствами трудового воспитания, важность которого очерчивалась, прежде всего, необходимостью подготовки этих детей к посильному труду, возможно более успешной их адаптацией в самостоятельной жизни. Опираясь на фундаментальные психолого-педагогические исследования, специалисты в области дефектологии создали и обосновали программы трудового обучения и воспитания, особое место в которых отводится формированию полноценной структуры трудовой деятельности, рассматриваемой в единстве реализации в ней двух основных «линий развития»: мышления и деятельности. (Л.С. Выготский) (А.П. Розова, Г М. Дульнев, Б.И. Пинский, С.Л. Мирский).
Вместе с тем решение проблемы умственного воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием постоянно находится в центре внимания ученых. Благодаря специальным исследованиям в области мышления детей с умственной недостаточностью стало известно, что овладение первоначальными формами мышления происходит у этой категории детей весьма своеобразно и нуждается в систематическом коррекционно-развивающем воздействии (А.А. Катаева, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева, Г.В. Цикото). Наиболее эффективными средствами коррекции интеллектуальной сферы признаны различные виды детской деятельности, позволяющие ребенку создавать модель окружающего мира, осваивать все более сложные познавательные задачи внутри них (О.П. Гаврилушкина, Л.П. Носков, Н.Д. Соколова, Н.В. Симонова), Несмотря на значительные сдвиги в умственном развитии в процессе коррекционного обучения, как отмечают исследователи, весьма существенные недостатки мышления оказываются трудно преодолимыми, решение обозначенной проблемы остается весьма актуальным.
Анализ «Программы обучения и воспитания умственно отсталых детей» (2001 – 2009 гг), научно-методической литературы по проблеме умственного воспитания и проведенных наблюдений, позволяет утверждать, что в системе коррекционно-развивающего воздействия на интеллектуальную сферу таких детей еще недостаточно представлен и используется такой важный вид детской деятельности как ручной труд. Отсутствие научно обоснованного содержания и условий обучения ручному труду, существенно сдерживает его применение в целях коррекции интеллектуального недоразвития. Один из наиболее «мощных стержней» (Л.С. Выготский) организации жизни аномального ребенка оказывается незадействованным. Данное обстоятельство дает возможность говорить об актуальности и значимости нашей работы.
Цель - разработать программу обучения на занятиях по ручному труду, позволяющих сформировать основные интеллектуальные умения у детей с нарушением умственного развития. Для осуществления поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. Изучить особенности интеллектуальных умений в процессе выполнения заданий по ручному труду.
2. Наметить условия эффективного формирования интеллектуальных умений в процессе занятий по ручному труду.
3. Разработать и экспериментально проверить новое содержание программы по ручному труду и методику ее реализации.
Наше исследование базировалось на фундаментальных положениях о роли деятельности и ее значении в присвоении ребенком общечеловеческих способов мышления, об общности закономерностей развития нормальных и аномальных детей, о развивающей роли обучения, а также об особой сензитивности детства к овладению мышлением человеческого типа.
Объектом исследования явились воспитанники специального детского дома для детей с нарушением интеллекта ГУ РХ Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» VIII вида (по клиническому диагнозу умственная отсталость, олигофрения в степени дебильности).
Предмет исследования - процесс коррекции умственных действий на занятиях по ручному труду с развитием мелкой моторики.
Методы исследования: изучение литературы по проблеме исследования, индивидуальный констатирующий эксперимент, фронтальный обучающий эксперимент. Срезовые констатирующие эксперименты в процессе и по окончании обучения Наблюдения за детьми в ходе занятий и свободной деятельности.
Информация по педагогике:
Характеристика стилей межличностного общения. Педагогическое общение
Индивидуальное своеобразие педагога, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами ее осуществления. Каждый педагог склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те ...
Характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте деятельность ребенка становится более сложной и разнообразной. Постепенно совершенствуется способность играть и рисовать, ле-, пить, строить по собственному замыслу. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения, повышается работоспособность нервной системы. Слож ...
Состояние экологического образования в общеобразовательных школах
Республики Беларусь
В Беларуси с учётом мирового опыта была разработана и внедряется Концепция образования в области окружающей среды. Она опирается на ведущие международные и отечественные документы. Для обеспечения реализации на практике основных положений Концепции образования в области окружающей среды разработана ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.