Экологическое образование есть образование об окружающей среде, посредством окружающей среды и для окружающей среды. Эти три задачи (компонента), являющиеся гранями единого подхода к решению частных задач экологического образования, должны решаться как органично связанные и сбалансированные вопросы. Образование об окружающей среде ориентировано, прежде всего, на формирование у школьников системы знаний (мировоззренческих идей, понятий, представлений, научных фактов и т.д.), а также на развитие совокупности интеллектуальных и практических умений и навыков, позволяющих осознать среду как целостную систему, как результат взаимодействия многих биотических, абиотических, антропогенных и социальных факторов. В указанном понимании этот компонент может быть назван познавательным, когнитивно-информационным.
Образование через окружающую среду предполагает использование природной среды в качестве ведущего и незаменимого средства обучения, воспитания и развития личности, обусловливает необходимость применения в работе с учащимися широкого круга практических действий по исследованию и защите их непосредственного природного окружения.
Образование для окружающей среды проясняет цели и задачи экологического образования, нацеливает педагогов-практиков на формирование у школьников внимательного и ответственного отношения к природе, на развитие у них твердого понимания объективно универсальной, незаменимой ценности природы для каждого человека и общества в целом. Усилиями складывающейся теории природоохранительного просвещения сформулированы цель, задачи, ведущие идеи, дидактические компоненты содержания и сущности образования, стратегия и программа развития просвещения. Экологическая педагогика вплотную подошла к разработке технологий и средств реализации названных установок. Однако на этом пути существует немало трудностей. Педагогически претворяемый данной теорией материал слабо теоретически осмыслен вне педагогики, несмотря на наличие большого массива публицистической и учебной литературы. Возник своеобразный парадокс, когда учебная литература и, вообще говоря, учебное познание принимают на себя функции научного познания, в то время как первое должно следовать за вторым. Кроме того, объективной трудностью создания полноценной теории природоохранительного просвещения является сложность и гигантский масштаб тех глобальных проблем современности, которые и привели к настоятельной необходимости всеобщего природоохранительного просвещения. Складывающаяся теория природоохранительного просвещения нуждается в методологических ориентирах. Основы природоохранительного просвещения разрабатывались при последовательном применении диалектико-материалистической методологии. Однако методологические аспекты природоохранительного просвещения, как правило, не вычленялись из контекста работ (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, и др. авторы). Анализ содержания и организации экологического образования показывает, что во второй половине 80-х годов задача экологического образования в нашей стране понималась как формирование экологической культуры и забота о защите природной среды. В начале 90-х годов на первый план выдвинулось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления. Спора нет, эта достойная задача. Однако она заслонила собой главное: защиту природной среды силами учащихся. В последние годы сложилась новая ситуация, связанная с появлением концепции, серьезно повлиявшей на представления людей о дальнейшем пути развития цивилизации, и которая непосредственно связанной с идеями образования. Речь идет об устойчивом развитии Идея, по сути, не нова: жить в стабильном, предсказуемом мире, властвовать над своим будущим – это ли не извечное желание человечества? Основные мировые религии тысячелетиями противостояли подобным помыслам. Но вновь, как в античные времена, человек стремится сравняться с богами и стать вершителем своей судьбы. На этот раз во имя реального спасения себя и своих детей. Существо концепции может быть передано краткой фразой: устойчивое развитие – это прогресс, при котором удовлетворяются потребности настоящего поколения, без риска для способности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Чтобы реализовать идеи устойчивого развития, надо решить такие задачи, как снижение рождаемости, в первую очередь, в слаборазвитых странах; регулирование пользования ресурсами, возможно, с помощью введения международных налогов; восстановление разрушенных и повреждённых экосистем; разоружение. Очевидно, что решать надо многочисленные социальные, экономические, экологические проблемы. Но если можно доступно объяснить, что надо сделать на пути к устойчивому развитию, то трудно найти практические советы, как это сделать. Серьезная проблема состоит в нашем представлении о нравственности, о предпочтительном образе жизни. Такие «экологические» ценности, как чистый воздух, чистая вода, которые находятся под угрозой, и без которых невозможно выживание человечества, воспринимаются через призму личного комфорта – высшей цели и ценности для большинства людей. Поэтому мы охотнее устанавливаем фильтры на водопроводные краны в своих квартирах, чем заботимся о снижении сброса сточных вод в ближайшую речку. Именно на экологическое образование мы возлагаем надежду, что оно сможет повлиять на представление о ценностях у подрастающего и будущих поколений.
Информация по педагогике:
Социальная компетентность, модель и структура
Опираясь на сравнительно малые наработки в области изучения компетентностей, прорисовывается их высокая эффективность и значимость в жизненной стратегии личности. Рассмотрим еще один более актуальный и мало изученный вид умений и навыков, это социальные компетентности. Современная ситуация общества ...
Красноярская Летняя Школа
Самым ярким представителем в этой области является Красноярская Летняя Школа. Школа включала в себя интенсивное изучение программ естественных и математических циклов. Интенсивная жизнь, существовавшая в лагере, включала в себя культурный досуг, командную работу над проектами и исследованием, интен ...
Законы и принципы внутришкольного управления
В системе образования общеобразовательная школа выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целост ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.