Экологическое образование есть образование об окружающей среде, посредством окружающей среды и для окружающей среды. Эти три задачи (компонента), являющиеся гранями единого подхода к решению частных задач экологического образования, должны решаться как органично связанные и сбалансированные вопросы. Образование об окружающей среде ориентировано, прежде всего, на формирование у школьников системы знаний (мировоззренческих идей, понятий, представлений, научных фактов и т.д.), а также на развитие совокупности интеллектуальных и практических умений и навыков, позволяющих осознать среду как целостную систему, как результат взаимодействия многих биотических, абиотических, антропогенных и социальных факторов. В указанном понимании этот компонент может быть назван познавательным, когнитивно-информационным.
Образование через окружающую среду предполагает использование природной среды в качестве ведущего и незаменимого средства обучения, воспитания и развития личности, обусловливает необходимость применения в работе с учащимися широкого круга практических действий по исследованию и защите их непосредственного природного окружения.
Образование для окружающей среды проясняет цели и задачи экологического образования, нацеливает педагогов-практиков на формирование у школьников внимательного и ответственного отношения к природе, на развитие у них твердого понимания объективно универсальной, незаменимой ценности природы для каждого человека и общества в целом. Усилиями складывающейся теории природоохранительного просвещения сформулированы цель, задачи, ведущие идеи, дидактические компоненты содержания и сущности образования, стратегия и программа развития просвещения. Экологическая педагогика вплотную подошла к разработке технологий и средств реализации названных установок. Однако на этом пути существует немало трудностей. Педагогически претворяемый данной теорией материал слабо теоретически осмыслен вне педагогики, несмотря на наличие большого массива публицистической и учебной литературы. Возник своеобразный парадокс, когда учебная литература и, вообще говоря, учебное познание принимают на себя функции научного познания, в то время как первое должно следовать за вторым. Кроме того, объективной трудностью создания полноценной теории природоохранительного просвещения является сложность и гигантский масштаб тех глобальных проблем современности, которые и привели к настоятельной необходимости всеобщего природоохранительного просвещения. Складывающаяся теория природоохранительного просвещения нуждается в методологических ориентирах. Основы природоохранительного просвещения разрабатывались при последовательном применении диалектико-материалистической методологии. Однако методологические аспекты природоохранительного просвещения, как правило, не вычленялись из контекста работ (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, и др. авторы). Анализ содержания и организации экологического образования показывает, что во второй половине 80-х годов задача экологического образования в нашей стране понималась как формирование экологической культуры и забота о защите природной среды. В начале 90-х годов на первый план выдвинулось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления. Спора нет, эта достойная задача. Однако она заслонила собой главное: защиту природной среды силами учащихся. В последние годы сложилась новая ситуация, связанная с появлением концепции, серьезно повлиявшей на представления людей о дальнейшем пути развития цивилизации, и которая непосредственно связанной с идеями образования. Речь идет об устойчивом развитии Идея, по сути, не нова: жить в стабильном, предсказуемом мире, властвовать над своим будущим – это ли не извечное желание человечества? Основные мировые религии тысячелетиями противостояли подобным помыслам. Но вновь, как в античные времена, человек стремится сравняться с богами и стать вершителем своей судьбы. На этот раз во имя реального спасения себя и своих детей. Существо концепции может быть передано краткой фразой: устойчивое развитие – это прогресс, при котором удовлетворяются потребности настоящего поколения, без риска для способности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Чтобы реализовать идеи устойчивого развития, надо решить такие задачи, как снижение рождаемости, в первую очередь, в слаборазвитых странах; регулирование пользования ресурсами, возможно, с помощью введения международных налогов; восстановление разрушенных и повреждённых экосистем; разоружение. Очевидно, что решать надо многочисленные социальные, экономические, экологические проблемы. Но если можно доступно объяснить, что надо сделать на пути к устойчивому развитию, то трудно найти практические советы, как это сделать. Серьезная проблема состоит в нашем представлении о нравственности, о предпочтительном образе жизни. Такие «экологические» ценности, как чистый воздух, чистая вода, которые находятся под угрозой, и без которых невозможно выживание человечества, воспринимаются через призму личного комфорта – высшей цели и ценности для большинства людей. Поэтому мы охотнее устанавливаем фильтры на водопроводные краны в своих квартирах, чем заботимся о снижении сброса сточных вод в ближайшую речку. Именно на экологическое образование мы возлагаем надежду, что оно сможет повлиять на представление о ценностях у подрастающего и будущих поколений.
Информация по педагогике:
Моделирования как метод познания. Классификация моделей и видов
моделирования
Моделирование ныне приобрело общенаучный характер и применяется в исследованиях живой и неживой природы, в науках о человеке и обществе. Многочисленные факты, свидетельствующие о широком применении метода моделирования в исследованиях, некоторые противоречия, которые при этом возникают, потребовали ...
Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы
Для определения эффективности предложенной технологии нами был использован педагогический эксперимент. Данный метод исследования в нашей работе является основным, поскольку его применение позволяет сделать вывод о целесообразности использования разработанной нами технологии метода проектов в учебно ...
Выявления уровня сформированности у младших школьников знаний элементов
теории множеств
Экспериментальное исследование было направлено на выявление сформированности знаний, умений и навыков младших школьников по теме «множества». Базой для проведения констатирующего эксперимента была определена Никольская средняя школа №3. В эксперименте участвовали школьники 3 класса в количестве 15 ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.