Научному изучению причин активности человека, их детерминации положили начало великие мыслители Древней Греции и Рима – Фалес, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций и другие.
Разработкой проблем мотивации в зарубежной психологии занимались различные школы. Анализ литературных источников свидетельствует, что по данной проблеме в настоящее время имеется около пятидесяти теоретических концепций. Наиболее известная в России – это теория мотивации, предложенная А. Маслоу.
Исследования мотивации учения школьников, мотивов учебной деятельности активно изучается А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орловым, М.В. Матюхиной, О.И. Павлюк.
Мотив — это то, что побуждает человека к действию.
Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не к другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, субъектными особенностями педагога и прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.
Е.П. Ильин, один из современных педагогов-новаторов, рассматривает мотив как «сложное интегральное (системное) психологическое образование.
«Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – действия, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности».
Творческий процесс дает возможность проявить ребенку себя доступными для него средствами. А воспитателю это даст возможность лучше узнать ребенка и скорректировать его дальнейшее развитие. В этом и состоит наше мнение.
Н.А. Ветлугина отмечает: «В психологии отмечается, что любой опыт может быть усвоен двумя путями. Один из них воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов действий для дальнейшего их совершенствования. Это путь развивающего обучения. В основе другого пути – творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества.
По своему характеру творчество и обучение своеобразны, но между ними устанавливаются тонкие и взаимовлияющие связи»
А.Г. Асмолов сказал: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Информация по педагогике:
История появления гончарного ремесла
Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю), гончарные горны, но были и одноярусные.Слова «посуда» еще не было в Древней Руси. То, ...
Методы и формы изучения раздела «Машиноведения»
Мы считаем, что этот перечень методов технологического образования можно расширить. При этом, учитывая интегративность и большой объем информации, основной акцент в технологическом образовании должен быть сделан на использовании творческих, активных и комплексных методов, которые представлены на ни ...
Методики констатирующего эксперимента
Экспериментальное исследование проводилось в апреле 2012 года на базе ДДУ №561 в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В исследовании приняло участие 20 человек. Средний возраст испытуемых составил 6,5 лет. У всех детей экспериментальной группы в заключении стоит ОНР (III ур.), у 12 челове ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.