Система военно-патриотической работы в гимназии (рис.1) включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в гимназии.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Высокое качество уроков невозможно без хорошей учебно-материальной базы, поэтому в школе нужно вести работу по её созданию и совершенствованию.
В школах необходимо создавать военный кабинет, оборудованный красочными стендами по всем разделам предмета, техническими средствами. хорошо иметь видеосистему с набором учебных и художественных фильмов по военной тематике.
В настоящее время, прежде всего, нужно определиться с тем, что включать в план изучения в рамках курса ОБЖ, а что в рамках других предметов и курсов, и не смешивать несовместимое. Например, вопросы изучения военной службы, на наш взгляд, более правильным было бы вынести в отдельный предмет, как это было до распада СССР. Это позволило бы в большем объеме и с большей эффективностью изучать вопросы строительства Вооруженных Сил, традиций и символов армии и флота, отрабатывать строевые приемы, обучать основам тактики общевойскового боя, огневой подготовки, военной топографии и т.п.
Наряду с отмеченными недостатками, анализ содержания учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ показал следующее. Во-первых, по форме они ближе к монографиям, где нет распределения материала по разделам, темам и вопросам в соответствии с бюджетом времени, выделенного как в целом на курс, так и на отдельный урок или лекцию. Их структура произвольная, по ним очень трудно давать задания учащимся. При изложении материала больше внимания в них отводится тому, что надо делать в тех или иных чрезвычайных ситуациях, и очень мало говорится о том, как это делать. Избыточность информации вкупе с поверхностностью делают материал трудно усваиваемым и неинтересным для учащихся.
В настоящее время в курс ОБЖ для старших классов пытаются втиснуть вопросы по основам военной службы. Иначе как профанацией это не назовешь. Действительно, школа и не учит воевать, но учит умению оберегать и защищать свой дом, семью, Родину. Кстати, региональные СМИ в Башкортостане активно поддерживают политику своего руководства - проводят военно-патриотические конкурсы, смотры патриотических песен "Когда поют солдаты", широко освещают и пропагандируют военно-прикладные соревнования "Витязь", призывают учащихся следить за памятниками и монументами. Весомый вклад в военно-патриотическое воспитание вносит радиожурнал "Армейский марш", рассказывающий о ветеранах Великой Отечественной войны, передающий репортажи и интервью с допризывной молодежью, с воинами-уроженцами республики в местах их службы. Поэтому не случайно, что военный комиссариат республики многие годы подряд занимает достойное место среди регионов России по призыву молодежи на военную службу.
Информация по педагогике:
Использование на уроках математики электронных образовательных ресурсов
Как известно, под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети. Самые мощные и интересные для образован ...
Анкетирование учителей и учеников
Для того, чтобы показать эффективность использования математической игры для развития познавательного интереса одного теоретического обоснования недостаточно. Любая теория должна быть подтверждена практикой. В связи с этим в школе №37 города Кирова и безводнинской средней школе (БСШ) был проведен о ...
Понятие «обученность» в психолого-педагогической литературе
В педагогике нет однозначного толкования понятия «обученность». СИ. Архангельский определяет обученность как одно из существенных качеств обучаемого, отражающего его способность оперировать знаниями и умениями.при решении теоретических и практических задач, которое приобретается им в действиях над ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.