В зависимости от причин возникновения нарушений их подразделяют на врожденные и приобретенные.
Причины возникновения врожденных нарушений разнообразны.
К первой группе относятся патогенные (вызывающие нарушения) факторы, действующие на развивающийся плод во внутриутробном развитии, такие как:
v физические и психические травмы матери;
v инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, корь, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.);
v различные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез);
v токсикозы беременности;
v резус-несовместимости крови матери и плода, вследствие чего возможны различные эмбриональные мозговые поражения (в этом случае часто страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы);
v интоксикации - отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем (не только систематическое, но и умеренное, эпизодическое употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое его употребление перед зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка);
v дистрофия, голодание, неправильное питание матери могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов.
Существует прямая связь между временем воздействия патогенных агентов на развивающийся плод и негативными последствиями. Чем раньше во внутриутробном развитии повреждается эмбрион, тем более тяжелыми оказываются последствия.
Ко второй группе врожденных нарушений относятся наследственные генетические поражения организма.
Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в хромосомах - нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. В составной части хромосомы закодированы основные признаки организма. По наследству передаются только хромосомы с локализованными в них генами.
Возможно наследование некоторых форм интеллектуальных нарушений (например, синдром Дауна) или психозов, обусловленных нарушениями в строении или числе хромосом. Наследуются также определенные нарушения зрительного и слухового анализаторов.
Приобретенные нарушения включают разнообразные нарушения в развитии, вызванные природовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка.
К нарушениям во время родов, как правило, относятся:
v Родовые травмы, связанные с неблагоприятным течением родов (длительных, затяжных или быстрых, стремительных).
Распространенным осложнением этого может явиться кровоизлияние в вещество мозга: при затяжных родах сдавливание, деформация головы ребенка может быть причиной разрыва сосудов, а в результате стремительных родов кровоизлияние может произойти из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным.
При длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно также травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого наступает периферический паралич руки.
v Асфиксия - остановка дыхания, природное голодание у ребенка во время родов - приводит также к расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями.
Послеродовые приобретенные нарушения в развитии в основном являются последствиями перенесенных заболеваний в раннем детском возрасте. Сюда относятся:
инфекционные и вирусные заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит и др.);
различные травмы (черепно-мозговые, слухового или зрительного анализаторов);
интоксикации (отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем);
различные заболевания органов зрения, слуха, носоглотки, которые могут вызвать тяжелые осложнения и поражения соответствующих анализаторов с последующим нарушением в развитии детей.
Итак, нарушение в развитии может возникнуть под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода, новорожденного или ребенка в раннем возрасте. Часто имеет место сочетание этих вредоносных факторов.
детский сенсомоторный психический девиантный
Информация по педагогике:
Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования
личности
Переход к рынку, конкурентоспособность производства в рыночных условиях, перспективы роста числа безработных и новые требования к трудоустройству во многом зависит от способности и готовности человека решать экономические и научно-технические задачи, внедрять и осваивать новую технику, технологию, ...
Площадь круга
Формула для вычисления площади круга вводится в VI классе. Перед тем, как записать формулу для площади круга, учащиеся выясняют зависимость между длиной окружности и ее диаметром. Важно, обратить внимание учащихся на отношение , ( – длина окружности, а – ее диаметр) и показать, что для любой окружн ...
Речевые ошибки и пути их устранения
В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному. В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное п ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.