Универсальные учебные действия, их виды и функции

Страница 1

Те перемены, которые происходят в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одной из важнейших целей начального образования является формирование навыков учебной деятельности. Уровень сформированности этого, достаточный для младшего школьника, обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия предоставляют возможность к самостоятельному успешному усвоению новых знаний школьниками, умений и компетентностей, включая умение учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

В широком смысле термин «универсальные учебные действия» (УУД) значит умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Набором взаимосвязанных конкретных учебных действий характеризуется любое учебное умение школьника, которое ему необходимо для успешной учебно-познавательной деятельности. Учебное действие состоит из отдельных малых операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность строить алгоритм процесса решения какой-либо учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребёнок проговаривает вслух каждую операцию, которую он выполняет, а затем, из развёрнутого они превращаются в «свёрнутое» сокращенное умственное действие, иными словами, интериоризуются, то есть переходят извне внутрь.

На ранних этапах обучения учебное действие образуется как предметное, и со временем обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать геометрические фигуры, объекты природы, различные виды текстов – при этом у него формируются предметные действия сравнения, но постепенно у ребёнка развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает сам акт сравнения, а это сопоставление объектов, выделение общего и различного. В таком случае ученик владеет универсальным учебным действием – он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.

Как психолого-дидактическое явление универсальное учебное действие имеет некоторые особенности:

- оно является предпосылкой к самостоятельному формированию способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Методические рекомендации по использованию народных примет как средства развития внимания
Для работы с народными приметами в курсе "Окружающий мир" учителю нужно следовать методическим рекомендациям: 1) Использование народных примет должно быть систематическим, на каждом уроке окружающего мира. 2) Для работы на уроке не следует брать большого количества примет, достаточно пяти ...

Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффекти ...

Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся
За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу крос ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru