В рамках занятий по коммуникативной линии курса Л.Г. Петерсон учитель знакомит детей с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. В реальности далеко не все педагогам нравится применять групповую, парную работу на уроках, так как многие учителя полагают, что если дать групповое или парное задание, то все пойдет само собой – на уроке часто возникает излишний шум, ссоры, некоторые из детей не участвуют в работе. Это, по мнению Л.Г. Петерсон, происходит только потому, что школьниками не освоены модели деятельности в паре, в группе. Необходимо формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться и продуктивно сотрудничать друг с другом.
Задача ценностной линии курса – сформировать у ребёнка нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл. У учащихся формируются первые представления о ценностях жизни, строится ценностная диаграмма класса.
Познавательная линия предполагает передачу учащимся инструментов познания, они учатся работать с информацией, с текстами, строят опорные сигналы и алгоритмы. Таким образом, в руках у педагогов появляется инструмент, с помощью которого можно грамотно формировать у детей универсальные учебные действия.
При формировании УУД на всех ступенях образования одним из непременных условий является обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий, так как учитель играет в этом процессе ведущую роль. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, в рамках каждой предметной области, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода.
Так как Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе (организации учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника). Следовательно, сегодня нужен некоторый отказ от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Многие учителя сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Решением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке, например, технологии деятельностного метода, намеренное создание проблемных ситуаций в ходе обучения, способствующих познавательной мотивации, а также формированию УУД. Причём необходимо систематически это применять на уроках.
С помощью подобных методов ребята учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять их причины, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. Овладение универсальными учебными действиями посредством специальных вышеперечисленных методов даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
Информация по педагогике:
Структура игры
Из предыдущего параграфа стало ясно, что понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Давайте выясним, как определяют игру известные педагоги, психологи, писатели различны ...
Профессионально-педагогическая культура педагога профессионального
обучения
Сущность профессионально-педагогической культуры Для того чтобы определить сущность понятия «профессионально-педагогическая культура», целесообразно рассмотреть такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Профессиональная деятельность как социально-культурное явление ...
Педагогическая организация оздоровительной направленности в физическом
воспитании дошкольников
Физическое воспитание дошкольников представляет собой образовательный процесс, а физкультурное занятие как основная форма физического воспитания детей - педагогическую систему с иерархической вертикалью основных компонентов. Такими авторами, как Е.Г. Леви-Гориневская, А.И. Быкова, А.В. Кенеман, Т.И ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.