Чтобы процесс интеграции системы образования Украины в Европу стал реальностью, нужно провести серьезные реформы в отрасли образования. Украинское высшее образование отличается от европейского. В Европейском Союзе приняты и действуют другие стандарты. Престиж образования, высокой квалификации в Европе традиционно очень высокий. Там знают и понимают, что одолеть образование способен не каждый человек.
Высшее образование способен получить едва один из десяти тех, кто учился в школе, а к высшим квалификациям (на магистерском и докторском уровнях) доходит не больше 10-15 % выпускников бакалаврату. В Европе завершают среднее образование на высоком уровне лишь только те выпускники, которые намереваются поступить в высшие учебные заведения. Это приблизительно от 15 до 25% всех учеников средних школ.
Сегодня высшие учебные заведения Украины принимают на учебу до 70% выпускников школ, то есть в 7 раз больше, чем позволяет нормальное распределение интеллекта. Сегодня наш диплом не признается в Европе, наши специалисты без дополнительного переобучения не могут устроиться на работу по специальности. И хотя они по многим показателям, за развитием, эрудированностью, специальной подготовленностью превосходят зарубежных специалистов, дискредитация украинского диплома длится.
Больше всего не устраивает заграничных работодателей в подготовке наших специалистов – низкая действенность знаний. Действенность - это способность использовать приобретенные знания, умения на практике. За экспертными оценками, по этому параметру мы уступаем больше всего.
По европейскому стандарту дипломированный специалист сразу занимает рабочее место и исполняет свои должностные обязанности. Диплом гарантирует высокий уровень подготовки. Принимая специалиста, фирма уверена, что он подготовлен на должном уровне. Гарантия этого – высокое резюме университета. Если специалист не будет подготовлен должным образом, и фирма будет иметь к нему претензии, имидж университета может быть потерян навсегда, его рейтинг серьезно пострадает.
За рубежом принята двухступенчатая система высшего образования. Университеты готовят бакалавров (3-4 года учеба) и магистров (еще 1,5 – 2 года). Диплом бакалавра свидетельствует о полном высшем образовании. Кто желает продлить учебу, становится сначала магистром, а затем может получить научную степень доктора. Наши высшие учебные заведения сегодня обеспечивают четыре уровня подготовки специалистов с высшим образованием: заведения 1-2 уровней аккредитации готовят младших специалистов и бакалавров, в заведениях 3-4 уровней аккредитации готовят бакалавров, специалистов и магистров. За рубежом этого не понимают.
Следовательно, нужно унифицировать образовательно-квалификационные уровни, перейти на двухступенчатую систему образования в соответствии с европейскими стандартами. Необходима трансформация существующей в Украине системы высшего образования соответственно европейским требованиям, внедрение новых подходов и технологий учебно-воспитательного процесса.
Информация по педагогике:
Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного
возраста
Свободная ролевая игра — самая привлекательная деятельность для детей. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свобод ...
Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, адекватность усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализация его в обществе всегда и везде входила в орбиту размышлений философов, социологов, психологов, ученых, писателей. Проблем ...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой» – все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.