Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности

Образование и педагогика » Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха » Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности

Страница 1

Переход к рынку, конкурентоспособность производства в рыночных условиях, перспективы роста числа безработных и новые требования к трудоустройству во многом зависит от способности и готовности человека решать экономические и научно-технические задачи, внедрять и осваивать новую технику, технологию, вести активную коммерческую деятельность. Это требует от человека целенаправленных и энергичных усилий и способностей преодолевать сложившиеся стереотипы, подходы в повышении своей профессиональной компетентности, а также в отношении собственного интеллекта, в творческой самостоятельности, своих профессиональных и личностных качеств. Сегодня от человека требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстроменяющихся ориентирах профессиональной деятельности на рынке труда.

Рынок труда требует от личности постоянного и быстрого приспособления знаний, умений и навыков, полученных в школе и в вузе к быстро меняющимся научно-техническим достижениям и их практическим воплощениям.

Адаптация личности ко всем более быстрым и резким изменениям в экономической, общественной, политической, культурной жизни будет проходить с минимальными издержками при условии многоплановой и разноплановой подготовки личности к производственной и социальной жизни. Другими словами, от системы образования сегодня требуется не просто снабжение молодого поколения определенным запасом социального опыта, достаточным для функционирования в конкретных общественных условиях на протяжении всей жизни человека, вооружение его способами строительства собственной личности на фундаменте опыта предшествующих поколений.

Таким способом, является самообразование, овладение которым позволяет личности вырабатывать жизненную стратегию, не зависящую от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в его профессиональной и социальной биографии.

Поэтому самообразование – это не только одна из предпосылок выживания личности в современных условиях, но и способ достижения жизненного успеха.

В данной главе поставлена задача выявить сущностные характеристики и раскрыть психолого-педагогические особенности процесса самообразования личности, способствующие достижению личностью жизненного успеха.

В широком смысле в педагогике термин «Самообразование» означает – образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении.

«Самообразование» - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т.д.

«Самообразование» - это познавательная деятельность, ориентированная на целенаправленное приобщение человека к освоению социального опыта на основе развития его способностей, индивидуальных особенностей, мотивов и интересов.

В рамках нашего исследования мы рассматриваем самообразование как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого личность может осуществить собственное образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными целями и задачами.

Самообразовательную деятельность можно рассматривать в двух аспектах: пространственном и временном.

Пространственный аспект позволяет выделить общественные сферы, области деятельности, в которых личность осваивает опыт самообразовательной деятельности, а так же реализует его. Опыт, как совокупность практически усвоенных знаний, навыков и умений, приобретается в формальных, внеформальных и неформальных сферах образования. Формальное образование – предполагает наличие специальных учреждений, подготовленного персонала, результат закрепляется документом об образовании, обучение целенаправленное и систематизированное. Внеформальное образование – организуется вне стен учебного заведения (клубы, производство), не всегда осуществляется профессионалами (коллеги по работе), не завершается получением документа. Неформальное образование – это неорганизованное обучение, т.е. приобретение информации не систематизировано, источники случайны (СМИ, друзья, знакомые, театр, кино и т.д.). Результатом является жизненный опыт. Наше исследование направлено на изучение становления и развития опыта самообразования в формальной и внеформальной сферах, предполагающего чередование учебной и общественно-практической деятельности в сфере профессионального труда. Временной аспект – вытекает из сущности самообразования как саморазвития, то есть изменяющийся во времени. Такой подход дает возможность во-первых рассмотреть процесс «самообразования» в зависимости от конкретного момента, что дает возможность проследить его динамику в течении определенного периода, во-вторых – понять «самообразование», как процесс изменения у личности конкретно-исторических и типических черт. Это позволяет определить условия, обеспечивающие эффективность самообразования, в-третьих определить особенности самообразования в различные возрастные периоды жизни личности. В нашем исследовании мы определили в качестве пространства для получения получения опыта самообразования, пространство факультета экономики и информатики, исследуя при этом так же внеформальные сферы. В качестве временных рамок определено время обучения на факультете студентов дневного и заочного обучения. Таким образом определив пространственно-временные исследования, остановились на рассмотрении структуры, содержания, функций самообразования. Исходя из определения самообразования, выделим в структуре самообразования две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя структура самообразования может быть представлена в виде системы взаимосвязанных элементов: интересы, мотивы, потребности. Интерес с одной стороны, явление социально-экономическое, с другой – индивидуально-психологическое.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Цели, задачи, функции, требования математической игры
Как уже говорилось выше основная цель применения математической игры на внеклассных занятиях о математике – это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр. Так же можно выделить и следующие цели применения математических иг ...

Основные направления модернизации технологического образования
Важность технологической культуры молодежи в настоящее время признается во всем мире. ЮНЕСКО реализует международный проект по научной и технологической грамотности для всех «2000+». В школах Западной Европы, Скандинавии, Китая, США и других, экономически развитых и развивающихся странах учащиеся и ...

Сложности проведения театрализованной деятельности с умственно отсталыми детьми
При проведении театрализованной деятельности детьми с легкой степенью умственной отсталости возникает целый ряд специфических препятствий. Они основаны на особенностях протекания следующих психических процессов: 1. Память. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение – у умст ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru