Речевые ошибки и пути их устранения

Страница 2

Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения.

Общий путь предупреждения ошибок: это языковый анализ текстов, выяснения значения слова именно в этом тексте, анализ речи и целесообразности именно этого, а не другого слова в этом тексте.

К группе морфолого-стилистических ошибок мы относим неправильное образование слов и особенно форм слова.

1.В начальных классах встречается детское словотворчество. Люди кинулись «потушать» нужно: тушить горящие дома.

Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения.

3. Образование просторечных и диалектических форм слов общелитературного языка: «они хочут» и «он хотит» вместо литературной формы они хотят и он хочет.

Искореняются эти ошибки медленно, в результате многократных исправлений, разъяснений.

4. Пропуск морфем, чаще всего суффиксов: «выглядал» в окно нужно, выглядывал – пропущен суффикс –ыва-.

Для предупреждения ошибок, помимо общего языкового развития, нужна работа над дикцией, артикуляцией звуков.

Перейдем к ошибкам в словосочетаниях и предложениях – к синтаксисо-стилистическим ошибкам.

1. Нарушение управления: “Мы стали ждать приход поезда” нужно: ждать прихода поезда.

2. Неудачный порядок слов в предложении: “Ракетодром согревает теплыми лучами солнце” нужно: Солнце согревает теплыми лучами ракетодром.

Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение целиком, прежде, чем записать его.

Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом.

3. Употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид: ”Надвигалась темная туча и полил дождь”.

Устраняются ошибки на основе смыслового анализа текста. Возможно также исправление ошибки учителем без комментариев.

Таковы основные типы речевых ошибок. Кроме речевых, встречаются неречевые ошибки – композиционные, логические, а также искажение фактов.

Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок. Поэтому работа по предупреждению и устранению речевых ошибок – важная составная часть общей работы по развитию речи в школе.

Для того чтобы эффективнее организовать работу по предупреждению речевых ошибок, необходимо знать их лингвистическую и психологическую природу.

Цейтлин С. Н. выделяет три основные причины нарушений языковых норм в речи детей.

Главной причиной является «давление языковой системы». Для того чтобы оценить воздействие этого фактора на речь детей, необходимо рассмотреть, как вообще происходит овладение речью, обратившись к противопоставлениям «язык – речь», «система – норма». Нельзя овладеть речью, не постигая языка, как особого рода устройства, ее порождающего. Ребенок вынужден добывать язык из речи, т. к. другого пути овладения языком не существует.

«Однако язык, добываемый детьми из речи (детский язык), не вполне адекватен тому языку, который управляет речевой деятельностью взрослых людей (нормативный язык)». Детский язык представляет собой обобщенный и упрощенный вариант нормативного языка. Грамматические и лексические явления в нем унифицированы. Это связано с тем, что в детском языке первоначально отсутствует членение на систему и норму. Известно, что норма усваивается гораздо позднее, чем система.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Становление и развитие теории и практики проектного обучения в школе
Генезис постановки проблемы проектирования в педагогике и образовании показывает, что одним из первых советских педагогов обративших внимание на данную проблему является А.С. Макаренко. Анализ его педагогического наследия свидетельствует о том, что А.С. Макаренко много внимания уделял проектировани ...

Ребенок и школа
Дьюи — яркий представитель гуманистического направления в педагогике. Для него характерно любовно-уважительное отношение к детям. Жизнь ребенка «с ее потребностями не менее ценна, чем жизнь взрослого». Ребенку принадлежит право наслаждаться детством, утверждал Дьюи, и в школе он должен жить полноце ...

Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Всего часов I уровень II уровень III уровень Общая трудоемкость дисциплины 70 –120 120 – 180 180 –330 Аудиторные занятия 35 – 60 60 – 90 90 – 165 Лекции 20 – 30 30 – 45 45 – 85 Практические занятия (ПЗ) 0 – 15 15 – 20 15 – 35 Семинары (С) Нет Нет Нет Лабораторные работы (ЛР) 15 – ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru