С целью направленного использования огромного потенциала и опыта в создании ПО учебного и образовательного назначения, а также координации работ, ведущихся в системе образования по активному использованию информационных технологий, необходимо возродить практику отбора на конкурсной основе лучшего ПО учебного и образовательного назначения, прошедшего апробацию в учебном процессе образовательных учреждений с целью распространения его в системе образования. Для объективной оценки качества разрабатываемого ПО учебного назначения существуют определенные показатели и критерии.
Рассмотрим некоторые аспекты разработки компьютерных обучающих программ. Целесообразно выделить следующие: методологический; эргономический; информационный; технологический.
Методологический аспект разработки компьютерных обучающих программ
Создание и развитие компьютерной образовательной среды предполагает решение определенных задач. Во-первых, необходимо переосмысление методики преподавания в школах и вузах. Традиционная методика обучения и методика обучения с использованием компьютера значительно отличаются. Назрела существенная необходимость разработки структурированных учебных материалов для использования их в компьютерных обучающих программах (КОП), разработки методики их подачи и осуществления контроля знаний в КОП. Подобные методики могут быть разработаны только на основе эксплуатации КОП в реальном учебном процессе и обобщения опыта и пожеланий пользователей (преподавателей и учащихся). Для создания качественной обучающей программы необходимо привлечение методистов в предметной области (математика, физика, химия и т.д.), дизайнера и программистов.
Существует также необходимость в разработке общих подходов и принципов для объединения КОП в единую учебно-информационную среду. Прежде всего, большое внимание должно быть уделено вопросам навигации как от фрагмента к фрагменту в рамках отдельного компьютеризированного курса, так и от курса к курсу. Механизм навигации для различных типов КОП зависит от назначения программного продукта (для информационно-справочной системы можно ограничиться большим гипертекстовым справочником, для обучающего курса требуется система с иллюстративным материалом и выдачей всевозможных подсказок, для задачников - развитая система формирования заданий и контроля знаний). В то же время КОП одного типа (учебник, задачник, справочник) для разных областей знаний (математика, физика, география и т.д.) должны строиться на основе единых подходов.
Унификация принципов навигации, разработка общих подходов и, возможно, инструментальных средств для создания различных типов КОП вне зависимости от разделов знаний должны строиться на основе того, что компьютерная технология обучения — это образовательный процесс, основанный на едином средстве обучения — компьютере, и взаимодействие пользователя с новой обучающей программой должно строиться на основе привычных ему навыков.
Эргономический аспект разработки компьютерных обучающих программ
Пользователь КОП может проводить за компьютером достаточно длительное время (особенно если пользователь работает в режиме самообразования). При этом ему часто требуется повторять большое число однотипных манипуляций (выбор режима работы, ввод исходных данных и т.п.). Отсюда следует, что при разработке пользовательского и графического интерфейса КОП необходимо ориентироваться на требования инженерной психологии и эргономики. К характерной ошибке создания пользовательского интерфейса можно отнести следующее:
Большинство КОП требуют предварительного ознакомления с правилами работы. Это приводит к снижению внимания к восприятию собственно учебного материала и быстрой утомляемости пользователя. Здесь можно перенять опыт у разработчиков компьютерных игр, которые предоставляют пользователю лишь небольшое число меню и манипуляцию 6 - 8 кнопками, а для ознакомления с игрой достаточно начать играть.
Информационный аспект разработки компьютерных обучающих программ
Информационное наполнение КОП состоит из различных компонент, реализующих её определенные функциональные свойства. Обычно выделяют три основные компонента информационного наполнения обучающих программ: текстовую; вычислительную; имитационную.
Текстовая компонента. Любая обучающая программа немыслима без использования в большей или меньшей мере текстового материала (от изложения теоретической части курса и до надписей на нестандартных кнопках). При разработке программ следует стремиться к тому, чтобы весь текстовый материал курса размещался вне вычислительной и имитационной компоненты. Выполнение этого требования позволяет осуществлять модификацию КОП, а также, при необходимости, создавать иноязычные варианты обучающей программы.
Информация по педагогике:
Словесный метод профессионального обучения: рассказ-объяснение
Под методом производственного обучения следует понимать основные способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, с целью достижения учащимися профессионального мастерства, воспитания у них добросовестного отношения к труду, развития творческих способностей. Методы производственн ...
Сущность и цель образования
При раскрытии этих ведущих философско-педагогических понятий Дьюи продолжает гуманистическое направление, заложенное Руссо. Идея великого швейцарца об образовании как процессе естественного роста является исходной для Дьюи. Он полностью разделяет положение Руссо о том, что «истинное образование ест ...
Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания детей
дошкольного возраста
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффекти ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.