Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности.
Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.
Н.К. Крупская в статье «О воспитательной работе» писала о том, что педагоги часто забывают основные положения педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать не только воспитательной, но и учебной работы, без знания ребят легко скатиться на путь шаблона, уравниловки в подходе к детям.
Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы.
Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.
А.С. Макаренко, будучи последовательным сторонником воспитания личности, в коллективе и через коллектив, в то же время указывал на необходимость учета индивидуальных особенностей воспитанников. В статье «Цель воспитания» он писал: «Каким бы цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же люди являются очень разнообразным материалом для воспитания…».
Изучение учащихся достигает своей цели и дает нужные результаты при условии, если оно отвечает ряду требований:
1. Изучение учащихся служит повышению качества их воспитания и обучения. На основе систематического изучения можно творчески подойти к выбору наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия на первичный коллектив и на отдельных его членов. Важно организовать воспитательную работу с учащимися с учетом их особенностей.
2. Изучение учащихся сочетается с воспитательным воздействием на них. Классный руководитель «проектирует» развитие положительных качеств и преодоления отрицательных черт в характере и поведении школьников.
3. Изучение проводится планомерно и систематически.
4. Изучение учащихся проводится в естественных условиях их жизни и деятельности.
5. При изучении классный руководитель пользуется разнообразными методами и приемами. Важно на основе изучения наметить пути преодоления отрицательных качеств и закрепление положительных черт в характере и поведении школьника.
6. Изучение предполагает ознакомление с условиями жизни и быта.
7. Изучать надо не отдельные черты, а личность в целом.
8. При изучении следует акцентировать внимание на положительных, а не на отрицательных чертах характера и поведения.
Таким образом, соблюдение перечисленных требований значительно повысит эффективность изучения учащихся.
Информация по педагогике:
Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию
Опора - это, модель программы высказывания, в которой должна быть заложена возможность вариативного использования средств ее выражения на основе осознания способов выполнения речевых действий по порождению высказывания. Назначение опор одно - непосредственно или опосредованно помочь порождению рече ...
Методы стандартного упражнения
Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. К данным методам относят: · Метод равномерного упражнения (например, равномерный бег, поточное выполнение элементарных движений и т. п.); · Метод повторного упражнения (например, б ...
Требования к проведению математической игры
Соблюдение всех требований к проведению математической игры способствует тому, что внеклассное мероприятие по математике пройдет на высоком уровне, оно понравится детям, будут достигнуты все поставленные цели. Учителю во время игры должна принадлежать ведущая роль в ее проведении. Учитель должен сл ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.