Психофизиологические, нейрофизиологические, психолингвистические основы усвоения навыка чтения

Образование и педагогика » Особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи » Психофизиологические, нейрофизиологические, психолингвистические основы усвоения навыка чтения

Страница 5

Обоснованной считается точка зрения, что дефекты письменной речи могут являться следствием нарушения лексико-грамматического развития речи (Грибова О.Е., Колповская И.К., Яковлев С.Б., Чиркина Г.В.).

В данном случае проявляется на письме аграмматизм устно-речевого высказывания в рамках общего недоразвития речи, обусловленный недостаточным усвоением законов родного языка. Таким образом, исследования в области недоразвития речи доказывают тесную связь между устной и письменной речью, ключевым моментом которой является прямая зависимость успешности формирования письменного высказывания от достаточности уровня владения устной речью.

В лингвистическом (психолингвистическом) аспекте сущность письменной речи рассматривается как система процессов порождения связного письменного высказывания: «Лингвистика интересуется тем, что специфично именно для речевой деятельности» (Леонтьев А.А.). Результатом, материальным продуктом письменной речи является текст как воплощение мысли.

Лингвистика текста изучает такие продукты письменной речи, которые обладают завершенностью и представляют собой структурно-семантическое единство, отличное от простой последовательности предложений, а также характеризуются достаточным объемом и логико-грамматической правильностью построения.

Наиболее обоснованной является трактовка связности, определяющая ее как вторичную характеристику текста по отношению к целостности, следствие определенных процессов формирования текста. Однозначное определение целостности текста в современной психолингвистической литературе также отсутствует. Это понятие часто трактуется как «тема текста» или «смысловое ядро», то есть представление о целостности отражает наличие у речевого произведения единой семантической программы, единого замысла. Цельность и связность текста обеспечивается так называемой «формальной связностью» (Реферовская Е.А.), которая осуществляется лексическими и грамматическими средствами. Данное явление можно оценить, подвергнув анализу протяженность и лексико-морфологический состав предложений, а также правильность их синтаксического конструирования.

В физиологическом (психофизиологическом) аспекте письменная речь рассматривается с точки зрения реализации процесса порождения продуктивных речевых сигналов и их обеспеченности высшими психическими функциями.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Информация по педагогике:

Общие проблемы культуры речи
В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой общественностью. Этой теме посвящаются радио- и телепередачи, статьи в газетах и журналах. Речь наших современников многими воспринимается и ...

Организация сна детей в детских дошкольных учреждениях
В дошкольном возрасте дети спят днем один раз. Ребенку необходимо создать спокойную обста­новку уже в конце прогулки и во время обеда. Воспитательница наблюдает, как раздеваются дети перед сном, некоторым из них помогает или активизи­рует взаимопомощь между детьми. Ребенку не следует разрешать ложи ...

Обучение монологической речи на уроках иностранного языка в 5-6 классах
Проанализировав Федеральный компонент государственного стандарта по иностранному языку, мы выяснили, что целью обучения монологической речи для начальной школы является составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru