Особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Образование и педагогика » Особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время большое количество детей, встречаются с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов И.В. Дубравиной, Т.А. Фотековой, Л.С. Цветковой на успеваемость влияют множество факторов. Самым главным из них является – овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Чтение – сложный комплексный вид деятельность, состоящий из ряда операций. Достаточно полно навык чтения может характеризовать совокупность нескольких его параметров: способ, скорость, правильность, автоматизированность и понимание прочитанного.

Нарушения чтения и письма среди детей с нормальным интеллектом довольно распространены. Так, в европейских странах отмечается до 10 % детей с дислексией. По данным А.Н. Корнева, это расстройство встречается у 2-3 % учеников общеобразовательных школ и у 50 % детей, обучающихся во вспомогательных школах. У мальчиков нарушения чтения выявляются в 4-6 раз чаще, чем у девочек.

Психологами и педагогами такими как: О.В. Елецкая, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левиной, выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Современные знания о дислексии (нарушение чтения) в нашей стране связаны, главным образом, с идеями В.Н. Винарской, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, которые более чем полвека лежат в основе отечественной теории и практики изучения нарушений чтения у детей и взрослых, сохраняя свое значение и теперь.

Дислексия довольно часто диагностируется при общем недоразвитии речи (ОНР). При дислексии отличаются сложности усвоения навыка чтения и диагностируются специфические стойкие ошибки.

По мнению Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, нарушения письма и чтения у такой категории детей, основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма. Нередко встречаются дизонтогенетические формы дислексии, при которых наблюдается запаздывание созревания функциональных систем, участвующих в овладении навыком чтения. Значимость указанной проблемы для коррекционной педагогики определила выбор темы исследования «особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи».

Цель: изучение специфических особенностей навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект: чтение у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Предмет: нарушение навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: исследование состоит из предположения, что у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи имеются качественные особенности при усвоении чтения.

Задачи:

1. Анализ теоретических источников по проблеме нарушений навыков чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.

2. Подбор диагностических методик для оценивания особенностей навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.

3. Анализ полученных данных констатирующий этап эксперимента.

Методы:

1. Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования;

2. Педагогический эксперимент;

3. Качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

База исследования: МОУ СОШ с. Ленинское, Ленинский район, Еврейская Автономная область, в 2010-2011 учебном году.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, снабжена приложениями. Во введении обозначена актуальность изучения проблемы нарушений чтения у младших школьников с ОНР, указаны авторы и их основные положения, разработанные в ходе изучения данной проблемы. В 1 главе «Научно теоретический аспект усвоения навыка чтения у детей младшего школьного возраста с ОНР» раскрыты этиология и патогенез нарушений навыка чтения у младших школьников с ОНР, а также особенности и проявления нарушений навыка чтения младших школьников с ОНР. Во 2 Главе «Экспериментально-практическое изучение особенностей навыка чтения у младших школьников с ОНР» приводятся результаты диагностики особенностей навыка чтения у младших школьников общеобразовательной школы, а также дан анализ полученного диагностического материала.

Заключение содержит обобщенные результаты теоретического и экспериментального изучения особенностей навыка чтения у младших школьников с ОНР. Список литературы содержит 37 источников. В приложении даны протоколы исследований устной речи детей.

Информация по педагогике:

Диагностика уровня сформированности познавательных способностей младших школьников
Для изучения познавательных способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №12 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов в количестве 22 человека. 3 «А» составил экспериментальную группу, 3 «Б» контрольную ...

Психолого-педагогические основы математической игры
Математическая игра является одной из форм внеклассной работы по математике. Она используется в системе внеклассной работы для формирования у детей интереса к предмету, приобретения ими новых знаний, умений, навыков, углубление уже имеющихся знаний. Игра наряду с учением и трудом – один из основных ...

Организация воспитательного процесса
В программе «Школа 2000…» реализуется гуманистический подход к воспитанию, провозглашающий как наивысшую ценность приоритет свободного развития и самореализации личности ребенка на основе идеалов любви, справедливости, добра и в гармоничном сочетании с ценностями и интересами общества. На этапе нач ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru