Реализация культурологического подхода в образовательно-воспитательном процессе начальной школы

Страница 3

При межкультурном взаимодействии могут восприниматься лишь те культурные черты, которые приемлемы с точки зрения функциональным внутриэтническим конфликтом народа-реципиента, хотя бы посредством определенной коррекции и переосмысления. Любые культурные черты, которые могли бы вызвать дисфункцию функционального внутриэтнического конфликта данной культурой отвергаются, если, конечно, речь не идет об общем кризисе культуры.

Поскольку в настоящее время культура рассматривается как социокультурный механизм, регулирующий социализацию и индивидуализацию личности, то мы считаем целесообразным определить ее как совокупность качеств и установок личности профессионала, необходимых для ее самореализации, направленной на продуктивное преобразование себя и окружаю-

щей действительности.

Культура межнационального общения трактуется нами, как вид культуры, позволяющий эффективно осуществлять профессиональную деятельность при решении задач межнационального общения.

Сегодня стало очевидным, что межнациональное общение – одна из сложнейших проблем общественного бытия, которая проявляется в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей. Воспитание культуры межнационального общения становится важнейшей составной частью нравственного воспитания.

Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения – это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детстве, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - писал В.А. Сухомлинский. Воспитывать в ребенке этнотолерантность целесообразно в младшем школьном возрасте, потому что именно в этом возрасте начинает формироваться культура межнационального общения, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности.

Безусловно, школа это тот социальный институт, через который возможно оказывать влияние на развитие социокультурной среды. Форма и содержание образовательной программы учреждения (обучение и воспитание) должно быть направлено независимо от социального и национального происхождения прежде всего на воспитание уважения к правам человека, его основным свободам и формирование условий безопасного образовательного пространства.

Научно-методическое обеспечение образовательно-воспитательной деятельности в плане формирования культуры межнационального общения включает необходимость:

обеспечить усвоение общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения человека, места жительства и отношения к религии;

прививать любовь к родному языку, культуре, истории своего народа;

формировать национальное самосознание;

приобщать к общечеловеческим нравственным ценностям, к лучшим достижениям человеческой цивилизации;

вызывать чувство причастности к мировому сообществу;

обеспечивать сочетание национального (этнического), интернационального и патриотического в самосознании гражданина многонационального государства;

воспитывать уважение к национальным языкам;

формировать способность к сопереживанию, пониманию чувств и желаний людей;

пробуждать гражданские чувства заинтересованности, уважения, заботы о человеке, тактичного и чуткого отношения к нему;

вырабатывать умения и навыки преодоления личностно-психологических барьеров в общении;

вызывать непримиримое отношение к эгоизму, высокомерию, грубости;

вооружать знаниями, необходимыми для общения;

предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях.

Воспитание в культурологическом смысле есть путь обретения некоторой ценностной системы и ее аксессуаров. Таким образом, мы можем рассматривать воспитание как формирование определенной ценностной системы, обретение подходящей для данной личности эмоционально-ценностной ориентации.

Процесс воспитания - один из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в мире, понимает, что такое хорошо и что такое плохо.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Тематическое планирование элективного курса «Основы биотехнологии»
Биотехнология. Биотехнологические процессы в пищевой промышленности. Биотехнологическая переработка отходов. Бактериальное выщелачивание. Основы получения БАВ. Производство кормового белка. Производство аминокислот, витаминов и антибиотиков. Применение ферментов. Практическая работа «Приготовление ...

Природные и техногенные ресурсы, свойства, производство и потребление
Немецкий химик Ф. Вёлер, изучая образцы мексиканской свинцовой руды, доказал, что эритроний и ванадий — один и тот же химический элемент. В итоге элемент сохранил название "ванадий", а его первооткрывателями считают двух ученых: А. М. дель Рио и Н. Сефстрёма. Металлический порошок ванадия ...

Требования к проведению математической игры
Соблюдение всех требований к проведению математической игры способствует тому, что внеклассное мероприятие по математике пройдет на высоком уровне, оно понравится детям, будут достигнуты все поставленные цели. Учителю во время игры должна принадлежать ведущая роль в ее проведении. Учитель должен сл ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru