Для исследования структуры личности ребёнка мы использовали Детский апперцептивный тест (CAT).
Описание методики. Мы показывали ребятам картинки со следующими изображениями: семейство обезьян, бегущие наперегонки лисята, кенгуру с детенышами, лежащий в кроватке зайчик, тигр бегущий за обезьяной. Показывали картинку и говорили: «Посмотри на эту картинку. Расскажи, пожайлуста, о том, что здесь происходит». В процессе рассказа мы уточняли инструкцию, просили ребенка сказать, что предшествовало этой ситуации и чем она закончится, кто из героев ему нравится, а кто нет. Картинки предъявляли по очереди. Первую анализировали совместно с ребенком. По мере развертывания рассказа задавали дополнительные вопросы (что будет дальше, кто нравится и т.д.). Все слова ребенка записывали отдельно на листе бумаги.
При анализе результатов мы обращали внимание на соответствие общего характера рассказа рисунку. В рассказах детей встречались придуманные герои. У ребят наблюдалась тревожность, напряжение, агрессия. Некоторые ребята (Садай М., Саша М., Прияна У.) несоответствовали свой рассказ содержанию изображения. Например, картинку «Лежащий в кроватке зайчик» Садай М. прокомментировал так: зайчику страшно, родители его бросили, оставили одного и ушли гулять на долго.
С помощью этого теста мы удостоверились, что эти дети, действительно, страдают от холодности родителей, у них наблюдаются конкретные страхи (бандиты, собаки), ревность, упрямство.
Для подтверждения данных полученных в результате проведения различных методик, бесед, анкетирования и опроса, а также дополнительного исследования ролевых взаимоотношений в группе и влияния членов группы на индивидуальный опыт каждого участника мы использовали проективный метод исследования, а именно графический тест «Моя семья».
Описание методики. Ребенку предлагались: лист белой бумаги, 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Даём инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Время выполнения задания не ограничивали. При выполнении задания в протоколе отмечали:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания ребёнку задавали вопросы: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?»
В результате интерпретации рисунков в целом мы можем сказать, что у детей действительно есть проблемы, а именно скованность, напряженность, выраженные отрицательные эмоции.
В рисунке Даши Л. Можно увидеть, что мама и сестра стоят в хороших, благополучных отношениях. Но у самой есть чувство отверженности в семье. Даша использовала темные и однообразные цвета, это свидетельствует о конфликтности и негативном восприятии.
Вова Е. на рисунке изобразил только маму, это говорит о чувстве отверженности и неприятия в семье.
Садай М. на рисунке изобразил человека не связанного с семьёй (девочку), это говорит о том, что у него травматические переживания, связанные с семьёй, чувство отверженности, покинутости, бессилия.
Тест нам дал информацию о внутрисемейных отношениях: о том кто в семье главный, кто для ребенка является авторитетом.
Анализ данных полученных в результате проведенного исследования на стадии констатирующего эксперимента позволил четко спланировать следующий этап нашей работы, учитывая индивидуальные особенности детей, внутрисемейное положение, и скоординировать его направление на развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре.
Информация по педагогике:
Функции универсальных учебных действий
Рассмотрим функции УУД. К ним относится: – обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; – создание условий д ...
Уровень развития способностей как один из основных
критериев дифференциации
Наиболее значимым для успешной организации обучения является такое свойство учащихся, как способности, в частности уровень умственного развития учащегося. У большинства авторов это понятие охватывает как предпосылки к учению (обучаемость), так и приобретённые знания (обученность). Способностями воо ...
Педагогические условия использования игрового занимательного материала на занятиях
математики в начальной школе
Перед тем, как подбирать задания и всевозможные игры для применения на занятиях, мы выявили, какие умения лежат в основе сложения и вычитания в пределах 10: последовательность чисел в отрезке от 1 до 10 нумерация толк числа отношения «огромнее», «поменьше» состав числа Все эти умения нужны для созн ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.