Целью констатирующего эксперимента являлось рассмотрение особенностей межличностного взаимоотношения ребят старшего дошкольного возраста, выделение группы детей, имеющих некоторые затруднения в общении со сверстниками, исследование причин возникновения данных проблем, составление плана работы по развитию у детей коммуникативной культуры в игровой деятельности и по улучшению климата в группе.
Констатирующий эксперимент состоял из нескольких этапов:
1. Наблюдение за деятельностью детей во время сюжетно-ролевой игры.
2. Проведение диагностики «Два домика»
3. Проведение методики «Лесенка»
4. Проведение детского апперцептивного теста (CAT)
5. Проведение графического теста «Моя семья»
Для исследования межличностных отношений ребят, выявления психологического климата в группе (см приложение 1), нами было проведено наблюдение за поведением и деятельностью детей во время сюжетно-ролевой игры. На каждого испытуемого мы заводили протокол, в котором отмечали наличие данных показателей и степень выраженности по таким параметрам: инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон.
В результате наблюдения за поведением ребят до занятия, во время и после, нами были сделаны выводы о повышенном уровне дискомфорта в группе, о напряженности межличностного общения у детей, неразвитости потребности в общении со сверстниками или неумении найти подход к ним, неспособность видеть и слышать другого. Особо сильно эти черты выражены у Садая М., Ивана Б., Прияны У., Даши Л., Вовы Е., Риты А., Саши М.
Для более детального исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста мы использовали методику «Два домика», которая позволила нам выявить популярность ребенка среди сверстников и положение в группе.
Описание методики. Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Показываем ребенку обе картинки и говорим: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции отмечаем тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Исследование проходило 5.03.08. в 10 часов, в нем принимали участие 20 детей подготовительной группы.
Наблюдение за методикой показало, что испытуемые были заинтересованы в работе, инструкция была воспринята легко, после первого объяснения.
В результате обработки полученных данных тестирования были сделаны следующие общие выводы: группа не имеет четкую социометрическую структуру. Многие дети получили примерно одинаковое количество положительных выборов.(56%) Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательные отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы. По-видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является наиболее благоприятной. Были и взаимные выборы детей (38%) а также встречались ребята, которые не получили ни положительных, ни отрицательных выборов (они остались как бы незамеченными своими сверстниками) и отвергаемые, т.е. дети, получившие в основном отрицательные выборы. (6%)
Результативность исследования показала необходимость проведения тренингов на формирование навыков положительного общения и игровых упражнений. Была выделена группа из 7 ребят (см. приложение 3) для дальнейшего исследования, направленного на развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре.
Далее мы провели методику «Лесенка», которая помогла нам определить особенности самооценки детей (общего отношения к себе) и представлений о том, как их оценивают другие люди.
Описание методики. Методика проводилась индивидуально. Процедура исследования представляла собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди. Ребёнку давался листок с нарисованной на нём лестницей и объяснялось значение ступенек. После этого мы задавали вопросы и записывали ответы.
Анализ данной методики показал, что в основном дети ставили себя на ступеньку «хорошие» (Даша Л., Вова Е., Рита А., Саша М.) и «очень хорошие», (Прияна У.)это говорит о нормальной, адекватной самооценке. Но были и те дети, которые ставили себя на нижний уровень. (Садай М., Саша М.)Это свидетельствует об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах, в дальнейшем могут быть неврозы, депрессии. Скорее всего родители этих детей не замечают их, холодно к ним относятся, а окружающие совсем не замечают или не дооценивают их.
Информация по педагогике:
Принципы управления
Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления, под которыми понимаются основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности. Принципы управления – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. ...
Активизация учебного процесса
Учебный процесс в современной начальной школе, утверждал Дьюи, противоестествен природе ребенка, его стремлению делать и знать. Школа заставляет детей сидеть часами неподвижно и выслушивать, молчаливо впитывать сложные и непонятные факты. Следствием такого процесса обучения является нелюбовь детей ...
Методы переменного упражнения
Методы переменного упражнения характеризуются направленным изменением нагрузки в целях адаптационных изменений в организме. Упражнения с прогрессирующей нагрузкой ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение фу ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.