Опираясь на сравнительно малые наработки в области изучения компетентностей, прорисовывается их высокая эффективность и значимость в жизненной стратегии личности. Рассмотрим еще один более актуальный и мало изученный вид умений и навыков, это социальные компетентности. Современная ситуация общества, настолько многогранна и неотчетлива, что требует от личности высокого уровня умений и навыков, без которых жизнедеятельность человека в социуме не возможна. В связи с чем, остро встает проблема о межличностном взаимодействии и выстраиванию собственной траектории сосуществования в социальном пространстве. Успешность личности напрямую зависит от осведомленности его в социальных вопросах, умению видеть проблему и решать её. Поэтому ключевым аспектом в успешности личности, является уровень сформированности и представленности социальных компетентностей, которые позволяют достичь желаемых целей и добиться нужного результата.
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков способствующих успешному сосуществованию личности в социальном пространстве.
Для выявления видов социальной компетентности, определимся с ее структурой и содержанием. Понятие социальной компетентности, хорошо представлено в работах Дж. Равенна и прорисовывает отчетливую картину их структуры и смысла, поэтому за основу мы возьмем именно его наработки.
В число основных слагаемых социальной компетентности входят:
1) мотивация и способность включаться в деятельность высокого уровня, например, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, анализировать работу организаций или политических систем;
2) готовность включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять на происходящее в своей организации или на направление движения в обществе;
3) способность использовать свои выводы при выборе стратегии собственного поведения;
4) готовность и способность содействовать климату поддержки и поощрения тех, кто пытается вводить новшества или ищет способы более эффективной работы;
5) адекватное понимание того, как функционируют организация и общество, где живет человек и работает, и адекватное восприятие собственной роли и роли других людей в организации и в обществе в целом;
6) адекватное представление о ряде понятий, связанных с управлением организациями. В число таких понятий входят: риск, эффективность, лидерство, ответственность, подотчетность, коммуникация, равенство, участие, благосостояние и демократия.
Все вышеперечисленные компоненты компетентности можно отнести к двум сферам: когнитивной и эмоциональной, они могут в значительной степени заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения. Чем больше таких компонентов вовлекает человек в процесс достижения значимых для себя целей, тем выше вероятность того, что он этих целей добьется.
Этот способ анализа компетентности можно конкретизировать, обратившись к «модели компетентности». Равен предлагает рассматривать социальные компетентности с помощью таблицы, которая представляет собой совокупность значимых аспектов поведения и компонентов эффективного поведения. Значимые аспекты поведения были выделены в 3 группы и описаны еще Маккелландом в 1958 году, Дж. Равен структурировал и эмпирически подтвердил их. Эти группы – «Достижение», «Сотрудничество» и «Влияние». Проиллюстрируем разработанную, Дж. Равеном таблицу.
Значимые аспекты поведения
Достижение:
- Изобретать
- Делать что-либо более эффективное, чем раньше
- Совершенствовать понимание явлений и ситуаций
Сотрудничество:
- Оказывать поддержку и содействовать тем, от кого зависит достижение цели
- Обеспечивать бесконфликтную совместную работу
- Устанавливать с людьми теплые доверительные отношения
- Устраивать эффективные групповые обсуждения
Влияние:
-Обеспечивать в группе обмен знаниями для принятия эффективных совместных решений
- Четко формулировать цели группы и направлять энергию членов группы на их достижение
- Откликаться на запросы других людей
Далее перечислены компоненты эффективного поведения, наличие которых делает весьма вероятным успешное завершение какой-либо деятельности. Эти компоненты компетентности включают когнитивные процессы (такие, как планирование или определение возможных препятствий на пути к достижению цели), аффективные процессы (использование эмоций – позитивных и негативных – для выполнения задачи) и привычное поведение (например, привычка к интенсивной работе).
Информация по педагогике:
История интеграции
Интегрирование детей с особенностями развития в общество как социальное явление насчитывает несколько столетий. История специального образования показывает, что идея совместного обучения детей с проблемами в учебе и детей с нормой развития существует с 70-х годов, когда европейскому обществу удалос ...
Формы и методы обучения учащихся по курсу «Технология обработки ткани»
Изготовление материального продукта (швейных изделий) рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций. Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза ...
Основные характеристики кредитно-модульной системы
КМС – ориентированная на студента система для накопления и передачи кредита, основана на прозрачности результатов и процессов обучения. Эта система нацелена на облегчение планирования, хода, развитие, признание и соответствие квалификаций и модулей обучения, так же как и на студенческую мобильность ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.