Генезис постановки проблемы проектирования в педагогике и образовании показывает, что одним из первых советских педагогов обративших внимание на данную проблему является А.С. Макаренко. Анализ его педагогического наследия свидетельствует о том, что А.С. Макаренко много внимания уделял проектированию и постановке этой проблемы в теории и практике педагогического производства. Одну из своих книг он так и назвал «Проектировать лучшее в человеке …».
Система воспитательной деятельности великого педагога базировалась на важнейшем теоретико-методологическом положении, которое состоит в том, что «…решающим в деле воспитания является организация воспитательного процесса». Кроме этого, большое внимание А.С. Макаренко отводил в своих публикациях и практической деятельности правильному пониманию цели воспитания, которая должна выступать системообразующим фактором в воспитательном процессе. Вот что он пишет по этому вопросу: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знание – решительно всей картины человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться». Именно такое понимание цели воспитания (по А.С. Макаренко) и выступает основанием для проектировочной деятельности педагога. По его мнению, «…проектировка личности становится делом чрезвычайно трудным и требующим осторожности».
Он предостерегал от стихийно-эмпирического подхода в организации воспитательного процесса, о самодеятельностном (некритериальном) творчестве педагогов-практиков.
Проектирование личности воспитанника, по мнению А.С.Макаренко, должно начинаться с социального заказа. «Мы обязаны воспитывать такого человека, который нашему обществу нужен». Необходимо отметить диалектический подход к социальному заказу, который рассматривается в работах А.С. Макаренко на основе онтологического понимания воспитания и образования. Он пишет: «Нет ничего вечного и абсолютного в наших задачах. Требования общества действительны только для эпохи, величина которой более или менее ограничена. Мы можем быть совершенно уверены в том, что к следующему поколению будут предъявлены несколько измененные требования, причем изменения эти будут вноситься постепенно, по мере роста и совершенствования всей общественной жизни».
При проектировании личности «…мы всегда должны помнить, каким бы цельным ни представлялся для нас человек при широком обобщении, все же нельзя его считать совершенно однообразным явлением. Люди в известной степени представляют собой очень разносортный материал для воспитания, и выпускаемый нами «продукт» обязательно будет тоже разнообразен». Конкретизация этого положения заключается в том, что «…должна быть и общая программа «стандартная», и индивидуальный корректив к ней».
Важным положением в проектировании личности педагогом является указание А.С. Макаренко на то, что «…вы должны уметь проектировать больше, чем кажется для глаза». «Каждый воспитанный нами человек – это продукт нашего педагогического производства» Много внимания уделяет А.С. Макаренко и процессуально-технологическому аспекту проектировочной деятельности педагога. Важнейшим моментом в этом аспекте проектирования он считает «…создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность. В качестве ресурсного обеспечения проектирования у А.С. Макаренко выступают: «…педагогическая техника, снабжение, качество материала».
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в педагогическом наследии А.С. Макаренко имеется системное видение сущности проектной деятельности, ее структура, концептуальные основания и технологические характеристики.
В целом исследователю удалось правильно теоретико-методологически определить основные ориентиры проектировочной деятельности педагога. Но, к сожалению, в его работах нет разработанных концептуально-технологических схем, которые могли бы служит нормативной основой проектировочной деятельности в педагогической практике. Кроме этого, необходимо обратить внимание на тот факт, что А.С. Макаренко в своих работах использует современную методологическую терминологию, основанную на деятельностном подходе к воспитанию. Это такие термины и понятия как: «педагогическое производство», «педагогическая техника», «продукт», «материал», «проектирование» и многие другие. Данная категориально-понятийная система была создана значительно позднее в работах основателя системомыследеятельностной методологии Г.П. Щедровицкого и его школы.
Информация по педагогике:
Что есть электронное портфолио
Существует несколько видов портфолио, различающихся по содержанию, назначению, и, конечно, форме. В нашей работе мы рассматриваем именно электронное портфолио, так как, помимо того, что портфолио служит средством оценки сформированности универсальных учебных действий, оно ещё и напрямую связано с и ...
Проблема экологизации химического образования в тематическом
планировании VIII–XI классов
В процессе обучения химии в VIII–IX классах важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды от химического загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе; биологической вза ...
Коррекция речевого развития в работе с дошкольниками с РДА
Психологическая диагностика аутичных детей ни в коей мере, не должна сводиться к оценке умственных способностей: «Данные об интеллектуальном развитии должны быть рассмотрены, только в контексте особенностей его общего психического развития. В центре внимания должны находиться интересы ребенка, уров ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.