Бериллий несмотря на малый ионный номер относится к редким элементам. Содержание его в земной коре оценивается в настоящее время от 6x10-4 до 2x10-4. Такую малую распространенность бериллия объясняют его способностью взаимодействовать с протонами и нейтронами высоких энергии. В пользу этого объяснения говорит тот факт, что бериллия мало в атмосфере солнца и звезд, а в межзвездном пространстве, где условия для ядерных реакции неблагоприятны его количество резко возрастает. Но наряду с процессом непрерывного распада его атомов, также в результате многочисленных ядерных реакций идет процесс новообразования его изотопов. Бериллий имеет только один устойчивый изотоп, но кроме него также известны изотопы с массой 7,8,9,10.
Изотопы бериллия
Изотопы |
Масса |
Период полураспада |
7Ве 8Ве 9Ве 10Ве |
7.0192 8.0078 9.0150 10.0168 |
52.9 дня < 5x10-14 сек стабилен 2.7х106 лет |
Содержание изотопов бериллия в метеоритах подтверждают гипотезу космической дефицитности бериллия. Но в отдельных метеоритах отмечается содержание бериллия близкое к его среднему содержанию в земной коре. Для вывода среднего содержания бериллия в земной коре был использовано большое количество средних объединенных проб систематически отобранных по разным магматическим массивам. На основание этих данных был вычислен кларк бериллия, который оказался равен 3.5x10-4. При формирование земной коры бериллий концентрировался в остаточной магме в процессе ее затвердевания. Такое концентрирование в остаточных магматических породах имеет большое значение, поскольку благодаря ему элемент оказывается более доступным, чем можно было бы ожидать учитывая его малую распространенность в земной коре. В природе минералы бериллия образуются в весьма различных условиях, присутствуя во всех типах минеральных месторождений, за исключением собственно магматических. При этом наибольшее число бериллиевых минералов известно в пегматитах. В настоящее время в природе известно 40 минералов бериллия, изученных в большинстве своем совершенно недостаточно. Подавляющее большинство бериллиевых минералов являются редкими или очень редкими и известны лишь в одном или двух месторождениях земного шара. Распределение бериллиевых минералов по классам химических соединений весьма неравномерно и определяется литофильностью его атома при полном отсутствии халькофильности. Главную роль среди минералов играют силикаты 65% от общего числа минералов, меньшее значение имеют окислы и фосфаты. Сульфиды среди минералов бериллия отсутствуют полностью, что подчеркивает литофильность этого элемента.
Распределение бериллиевых минералов по классам
Классы |
Типичные представители |
Кол-во |
% |
Окислы Силикаты Бораты Антимонаты Фосфаты Карбонаты |
Хризоберилл Гельвин, Даналит, Берилл, Фенакит, Гадолинит Родицит Сведенборгит Бериллонит Бериллийтенгерит |
3 26 2 1 7 1 |
7.5 65.0 5.0 2.5 17.5 2.5 |
Геохимия бериллия
В геохимических процессах бериллий ведет себя как типично литофильный элемент. По классификации Перельмана бериллий относится к слабо мигрирующим элементам.
Содержание бериллия в горных породах
Наименование породы |
Содержание бериллия x10-4 |
Ультраосновные породы Габбро-нориты Габбро Средние породы Кислые породы Щелочные породы |
Менее 0,2 Менее 0,2 0,3 0,8 - 0,9 1 - 32 (ср 5) 5 - 20 (ср 7) |
При рассмотрение распространения бериллия в магматических горных породах, следует отметить, что бериллий не накапливается не в ультраосновных, не в основных магмах, присутствую в них во много раз меньших количествах, чем его среднее кларк в земной коре. Таким образом геохимическая история бериллия в земной коре всецело связана с историей образования кислых и щелочных магм, заключающих в себе более 95% атомов бериллия. При этом особенности поведения бериллия в процессах кристаллизации кислых и щелочных магм определяются в первую очередь геохимической спецификой этих существенно отличных друг от друга процессов. Ничтожное содержание бериллия в гранитном расплаве исключает возможность образование индивидуализированных бериллиевых минералов. В то же время отсутствие в расплаве высоковалентных катионов, которые могли бы компенсировать вхождение бериллия в кристаллическую решетку силикатов, затрудняет и ограничивает захват бериллия породообразующими минералами гранитов. Таким образом, ограниченное рассеяние бериллия в продуктах главной фазы кристаллизации гранитной магмы приводит к его накоплению в продуктах конечной стадии кристаллизации. Особенно резкое, скачкообразное обогащение поздних магматических продуктов бериллием, по-видимому, происходит в процессе кристаллизации кварца гранитов, практически не принимающего бериллия в свою решетку. С этим процессом связано появление на поздних стадиях формирования гранитов расплавов, эманации и растворов, в различной стадии обогащенной бериллием. Дальнейшая судьба этих образований, определяющаяся общими закономерностями становления конкретного магматического очага и геохимической спецификацией, крайне разнообразна. Следы их деятельности мы видим в широко распространенных процессах мусковитизации и грейзенизации гранитов, когда в процессе изменения гранитов концентрации бериллия возрастает в два раза по сравнению с количеством в биотитовых и прочих гранитов, не затронутых процессом мусковитизации. Наиболее ярко эти процессы протекают в процессе образования постматических месторождений бериллия, приводящих к образованию месторождений содержащих многие тысячи тонн этого элемента. Наивысшее возможное содержание бериллия, присутствующего в качестве изоморфной примеси в минералах гранитов может достигать 15x10-4-20x10-4%. Несколько повышенное рассеяние бериллия наблюдается в гранитах с повышенным содержание редких земель. Останавливаясь на особенностях поведения бериллия в щелочных магмах необходимо подчеркнуть следующие факторы, влияющие на судьбу бериллия в этих процессах:
Информация по педагогике:
Этапы становления технологического образования в России и за рубежом
Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки умения, трудолюбие находились на одном из первых мест. При у ...
Педагогическая организация развивающей образовательной среды при изучении
иностранного языка в школе
Понятию «среда» в современных учебных пособиях уделяется мало внимания. В БСЭ упоминается о микросреде, которая представляет собой непосредственное социальное окружение человека — семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы. Авторы данной статьи указывают на взаимодействие среды и человек ...
Основы биологической переработки отходов
Специфическое применение биотехнологических методов для решения проблем окружающей среды, таких, как переработка отходов, очистка воды, устранение загрязнений, составляет предмет экологической биотехнологии. Получение биогаза Биогаз – это смесь из 65% метана, 30% СО2, 1% сероводорода. Энергия, закл ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.