Таким образом, анализ контрольного этапа эксперимента показал, что комплекс упражнений и заданий на формирование исследовательской деятельности у старших дошкольников и коррекционная работа были составлены в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
1. В результате анализа литературы были определены показатели, критерии и уровни исследовательской деятельности у старших дошкольников, которые определяют сформированность исследовательской деятельности. Показатели сформированности исследовательской деятельности: умение видеть проблему; умение формулировать и задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение делать выводы и умозаключения; умение доказывать и защищать свои идеи; умение самостоятельно действовать на этапах исследования. Критерии сформированности исследовательской деятельности: самостоятельность; полнота и логичность ответа; правильность выводов и формулировок. По трем уровням сформированности исследовательской деятельности можно проводить наблюдение за его развитием.
2. Проведя констатирующий этап эксперимента, получили, что большая часть всех детей показали средний уровень сформированности исследовательской деятельности; меньшее число из них – достаточно обладают навыками исследовательского поведения; и довольно большой процент ребят не умеют вести поисковую деятельность по тем или иным причинам. И только 9,5% детей владеют навыками ведения исследовательской деятельности. Деятельность детей должна быть организованна таким образом, чтобы форма организации учебной деятельности была направлена на развитие творческой активности ребенка дошкольного возраста.
3. Работа по формированию исследовательской деятельности у старших дошкольников должна проводиться постепенно и поэтапно: 1 этап – непосредственное формирование умений и навыков исследовательской деятельности. Содержание первого этапа включало в себя задания, направленные на развитие памяти, внимания и других познавательных функций. 2 этап – ознакомление дошкольников с методикой учебных исследований. На этом этапа предлагается классификация, при помощи которой можно систематизировать процесс учебных исследований. 3 этап – проведение детьми самостоятельных исследований, когда в исследовательский поиск вовлекалась вся группа, дети сами ставили цели и методы их достижения.
4. Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что дети стали активнее, проявляли инициативу, творческий интерес, увлеченность исследовательской деятельностью, желание искать способ решения проблемы. У детей совершенствовались способности сравнивать, анализировать, формулировать определения понятий. Дети стали проявлять большую самостоятельность при проведении эксперимента, могут рассуждать по поводу перспектив своей деятельности и предполагаемых результатов. Таким образом, мы считаем, что комплекс упражнений и заданий по формированию исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста при изучении темы величина и ее измерительная деятельность был подобран правильно в соответствии с возрастными особенностями детей. Задания предлагались детям от простого к сложному, был индивидуальный подход к каждому ребенку. К работе с детьми мы привлекали родителей, чтобы и они могли участвовать в обучении своих детей.
Проблема формирования и развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста рассматривалась и изучалась многими исследователями. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже в XIX в. признаются способности ребенка. Но в XXв. педагогики и психологи обращаются к личностным особенностям ребенка, выделяют этапы его развития и накопление индивидуального опыта в деятельности. Ребенок способен к саморазвитию, обладает естественными задатками и врожденным любопытством. От богатства впечатлений, позитивных взаимоотношений личности ребенка с социальным окружением зависит переход от потенциальных возможностей личности в разносторонние творческие способности.
Информация по педагогике:
Экономическая оценка и расчет затрат на разработку проекта
Целью данного раздела является расчет затрат на разработку методического обеспечения. Важным значением для обоснования целесообразности разработки учебно-методической документации по дисциплине «История костюма и моды» является экономическая оценка и расчет затрат на разработку проекта. Работа не и ...
Дидактико-методические основы обучения чтению иноязычных
текстов
Знакомством культурой страны изучаемого языка было одной из главных задач еще со времен античности. Преподавание классических языков, как и трактовка религиозных текстов, не мыслится без культуроведческого комментирования. Временный государственный образовательный стандарт в число целей обучения ин ...
Основные типы технологий в учебных
заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта. Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает пр ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.