Задача 2. Проверить умение делать выводы и умозаключения.
Формулировка задания: ты измерил пианино с помощью разных предметов. Какой результат у тебя получился? Какими предметами было удобнее пользоваться? Почему? Зачем нужно было измерять пианино и то место, куда хотели его поставить?
Проведя диагностику, мы получили следующие результаты, отраженные в диаграммах по каждой диагностической методике, проведенной с двумя группами детей:
Диаграмма 8
Уровень сформированности умения выделять и формулировать проблему:
Диаграмма 9
Уровень сформированности умения выдвигать гипотезы и строить предположения:
Диаграмма 10
Уровень сформированности умения формулировать и задавать вопросы:
Диаграмма 11
Уровень сформированности умения описывать явления, процессы; рассуждать и обобщать:
Диаграмма 12
Уровень сформированности умения делать выводы и умозаключения:
Диаграмма 13
Степень самостоятельности при проведении эксперимента:
Результаты диагностики контрольного этапа эксперимента по 1 и 2 группам приведены в сводной таблице 5 и 6 (приложение). Исходя из полученных данных, имеем следующие результаты, указывающие на сформированность исследовательской деятельности по группам детей:
Экспериментальная группа – высокий уровень – 22,4%
средний уровень – 59,5 %
низкий уровень – 18,1%
Контрольная группа – высокий уровень – 12,7%
средний уровень – 51,6%
низкий уровень – 35,7%
Для сравнения приведем результаты в виде диаграмм:
Диаграмма 14
Уровень сформированности навыков исследовательской деятельности по итогам контрольного эксперимента (экспериментальная и контрольная группы):
Эксперимент показал, что дети стали активнее, проявляли инициативу, творческий интерес, увлеченность исследовательской деятельностью, желание искать способ решения проблемы. Все это говорит о том, что у детей появилась мотивационно-творечская активность, которая является основой успешной творческой деятельности (рис. 8, 9,10).
В процессе занятий у детей совершенствовались способности сравнивать, анализировать, формулировать определения понятий (рис. 11).
Дошкольники стали внимательнее друг к другу и к себе, проявляли сотрудничество, пытались находить причину своих удач или ошибок (рис. 12).
Дети стали проявлять большую самостоятельность при проведении эксперимента, могут рассуждать по поводу перспектив своей деятельности и предполагаемых результатов (таблица 7, рис. 13).
Таблица 7
Уровни овладения детьми исследовательской деятельности (контрольный этап эксперимента)
Показатели |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Конст. Контр. эксп. эксп. |
Конст. Контр. эксп. эксп. |
Конст. Контр. эксп. эксп. | ||||
1. Умение формулировать проблему. |
9,5% |
23,8% |
42,9% |
66,6% |
47,6% |
9,5% |
2. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения. |
14,3% |
23,8% |
14,3% |
57,1% |
71,4% |
19% |
3. Умение формулировать и задавать вопросы. |
14,3% |
33,3% |
71,4% |
57,1% |
14,3% |
9,5% |
4. Умение описывать явления, процессы, рассуждать и обобщать. |
14,3% |
23,8% |
71,4% |
66,6% |
14,3% |
9,5% |
5. Умение делать выводы и умозаключения. |
9,5% |
14,3% |
38% |
57,1% |
52,4% |
28,6% |
6. Степень самостоятельности при проведении эксперимента. |
0% |
14,3% |
28,5% |
52,4% |
71,4% |
33,3% |
Информация по педагогике:
Обучение монологической речи на уроках иностранного языка в 5-6 классах
Проанализировав Федеральный компонент государственного стандарта по иностранному языку, мы выяснили, что целью обучения монологической речи для начальной школы является составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание ...
Н.К. Крупская о воспитании нового человека
В своих статьях и выступлениях Надежда Константиновна отстаивала и пропагандировала программу борьбы за новую, социалистическую школу, которую выдвинула партия, разъясняла в них ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического ...
Информационные технологии
дистанционного обучения
Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определе ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.