Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы психолога является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального развития общеизвестны. Улучшение качества таких представлений — одна из предпосылок успешной социализации. При этом необходимо обратить особое внимание на учет закономерности становления познавательной деятельности (ПД) детей с нарушениями интеллектуального развития. Возможны несколько путей их совершенствования. Первый — расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции. Второй — использовать при формировании представлений информационные технологии.
Представления об окружающем мире улучшаются постепенно, по мере совершенствования ПД. Вначале они отличаются неструктурированностью, означающей, что ребенок недостаточно осознает связи и отношения между отдельными объектами и явлениями, не может учесть их пространственно-временную организацию. Это находит отражение во фрагментарности, бедности и недостаточной адекватности имеющихся представлений. Затем такое осознание возникает. Это связывается с усложнением (дифференциацией) репрезентативных когнитивных структур.
Основным эффектом коррекционно-развивающей работы можно считать повышение активности детей и формирование у них предпосылок для повышения уровня ПД. Проведенное исследование показало, что с помощью описанных приемов коррекционной работы можно достичь определенного прогресса в решении педагогических задач по формированию представлений об окружающем, предупредить механическое запоминание материала. Предпосылками успешности коррекции, на наш взгляд, выступает несколько моментов. Во-первых, конструирование осуществляется в совместной деятельности со взрослым. Во-вторых, оно является практической деятельностью, которая более адекватна возможностям ребенка с нарушениями интеллектуального развития. В-третьих, учитываются индивидуальные особенности ПД ребенка, что далеко не всегда возможно в условиях фронтальной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Информация по педагогике:
Использование песен при
формировании произносительных навыков
Начальный этап изучения иностранного языка является самым трудным и ответственным, так как на этом этапе необходимо не только научить правильной артикуляции и произношению, но и показать учащимся, как эти звуки соединяются и взаимодействуют между собой. Произношение – это базовая характеристика реч ...
Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного
использования разных видов деятельности детей в природе
Определяющим в отношении дошкольников к природе, согласно данным экологической психопедагогики (В. Ясвин, С. Дерябо), является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали, что у ...
Предзащита и защита творческих работ
Защита творческих работ учащимися выступает для руководителя показателем успешности и эффективности проделанной им работы. Целями предварительного представления результатов творческой работы для школьников являются систематизация проделанной работы, понимание того, что получено самостоятельно, что ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.