Философские идеи Дыюи

Страница 1

Радикальные изменения, происходившие в американском обществе конца XIX — начала XX в., сопровождались многими тяжелыми социальными явлениями (отчужденность людей, растущий индивидуализм, жестокость, насилие, преступность, коррупция и т.д.), которые угрожали основополагающим идеям молодого государства о свободе личности и демократии. Появилось немало книг и статей, критикующих демократию и высказывающих сомнение в возможности ее реализации. Наибольшую известность среди них приобрела книга Генри Мейна «Народное правление» (1886), в которой автор отстаивает следующую мысль: нравственная и культурная дезорганизация общества, которая так волнует людей конца XIX в., является результатом демократических идей и демократического правления. Вся история человечества, утверждает Мейн, свидетельствует о том, что демократия — наиболее нестабильная форма управления, ибо в обществе всегда возникают «враждебно агрессивные образования», которые требуют немедленного создания общественного рая для всех.

Демократия, по мнению Мейна, в силу разобщенности людей и борьбы различных интересов препятствует прогрессу, задерживает развитие науки. Но самое слабое место в демократии — отсутствие общей воли у народа, единого устремления общества.

Наблюдая разрушительные процессы в быстро меняющемся обществе, Дьюи вместе с тем не соглашался с теми, кто трактовал демократию как причину всех социальных зол. Он попытался обосновать свою теорию демократического общества. Фактически с конца 80-х гг. и до конца жизни проблема демократии и демократического общества стала лейтмотивом его философских и педагогических работ.

Огромное влияние в этих исканиях оказали на Дьюи идеи, которые разрабатывались Метафизическим клубом при Гарвардском университете. В него входили философы, историки, юристы, математики, теологи. Несмотря на разнообразие состава, всех участников объединяло стремление осмыслить радикальные изменения, происходящие в США, и разработать теорию, которая отвечала бы особенностям развития этой страны и стала бы «третьей» линией между материализмом и фидеизмом в философии.

В Метафизическом клубе родились первые идеи, которые в дальнейшем составили философское направление под названием «прагматизм» (от греч. pragma — дело), ставшее визитной карточкой американской теоретической мысли.

Особое место в клубе принадлежало Чарльзу Пирсу и Уильяму Джсмсу, работы которых сыграли решающую роль в становлении Дьюи как философа и педагога-теоретика прагматического направления. Ч. Пирс (1839—1914) — видный математик и логик, в своих работах («Как сделать наши идеи ясными» и др.) отстаивал положение о том, что в мире нет врожденных идей и вечных истин. Истина, по Пирсу, всегда относительна. Она может быть истиной только на данной стадии познания при условии ясности, отчетливости, неопровержимости явления. Истинно все то, что помогает человеку решать свою проблему и достигать успеха. В том же ключе разрабатывал свои философские конструкции У.Джеме (1842—1910), которые писал для широких слоев американской интеллигенции, просто и доступно излагал свои мысли и тем самым во многом способствовал популяризации идей прагматизма и усвоению их людьми, далекими от узкого философского круга. По его собственным словам, он разрабатывал «демократическую философию для простого человека». Ее ключевыми словами являются: успех, полезность, результат. Исходным и первичным в прагматизме, по Джемсу, является опыт, в который включаются все субъективные явления человеческого сознания, в том числе воображение и различные психические переживания. Человек всегда имеет дело только со своим индивидуальным опытом, высеченным из жизненного потока. Своей волей, своей активностью, упорством он может выделить из чувственного опыта то, что отвечает его потребностям. «Мы по своему произволу, — пишет Джеме, — делим поток чувственного опыта на вещи».

Индивидуальный опыт — краеугольный камень прагматистской философии, который определяет подход Джемса к раскрытию понятия истины. Так же как и Пирс, Джеме отстаивает положение о том, что истинность идей, теорий, знаний определяется их полезностью. Если идея ведет к успеху, помогает решать затруднения человека, то она истинна. «Мы можем тогда сказать о ней или что «она полезна, ибо она истинна», или что «она истинна, ибо она полезна». Обе эти фразы имеют одно и то же значение» (там же. С. 125). С этих позиций Джемс оценивал и значение религиозных идей: «Если они имеют ценность для действительной жизни, то, с точки зрения прагматизма, они будут истинны в меру своей пригодности для этого» (там же). Вера в божество, в абсолют придает человеку уверенность жизни. Но достижение цели, жизненный успех могут обеспечить лишь энергия решимость, активность самого человека.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Результаты анализа условий в отдельных ДОУ г. Красноярска
На основе результатов первого этапа работы нами были проанализированы площадки ДОУ, которые заявляют у себя наличие интегрированных групп. Объектом второго этапа исследования являются детские дошкольные учреждения, где существует интегрированная группа. Предметом исследования являются условия в учр ...

Методы и формы проверки и оценки знаний, используемые на уроках литературы
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладения учащимися требуемыми умениями и навыками. Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контроль ...

Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и др.). Механизм д ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru