Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности человека и обеспечивает в ней одну из форм - письменную — вербального (словесного) общения. В современной жизни чтению принадлежит исключительно важная роль, так как оно открывает специалисту доступ к ведущим на сегодняшний день источникам информации — книге и газете, и тем самым является одним из основных средств удовлетворения его познавательных потребностей и осуществления информационной деятельности.
Как всякая деятельность, чтение всегда целенаправленно: оно направлено на извлечение информации, содержащейся в записанном речевом произведении - тексте. Под информацией в данном случае понимается содержание текста.
Чтение всегда направлено на получение информации, связано с восприятием уже готового текста, поэтому его относят к рецептивным видам речевой деятельности.
В психологической структуре деятельности различают два плана: содержательный процессуальный.
Содержательную сторону деятельности составляют: ее цель — результат, на достижение которого она направлена, условия ее протекания, в первую очередь - средства достижения результата, и задача - цель, соотнесенная с условиями. Целью чтения, его результатом (продуктом), является понимание, и ожидаемый результат определяет и количество извлекаемой из текста информации и характер ее переработки. И в зависимости от цели читающий извлекает из текста всю информацию или большую/меньшую ее часть, старается запомнить даже ее словесную формулировками.
Процессуальная сторона чтения обеспечивается, таким образом, перцептивными (связанными с восприятием), мнемическими (связанными с работой памяти) у мыслительными процессами.
Психологической и психолингвистической литературе мы встречаем ряд попыток построить гипотетическую модель чтения. Между этими моделями имеются различия, но во всех в качестве основных выделяются два процесса: а) восприятие печатного текста и б) осмысление воспринятой информации; другими словами а) перцептивная и б) смысловая переработки информации.
Главным объектом обучения пониманию является содержательный аспект текста.
Одной из сложностей в обучении пониманию текста является умственная пассивность читателей.
Для обучения пониманию текста важно научить искать соответствующие опоры (лексические, лингвистические, логико-смысловые, грамматические).
Необходимо обучать пониманию слов, лексико-грамматических структур с постепенным обобщением прочитанного текста в виде самостоятельных суждений у выводов.
На процесс понимания влияет логика построения текста.
В процессе понимания выделяется смысловой субъект и смысловой предикат текста.
Для учащихся, привыкших к буквальному воспроизведению текста наизусть, такая задача является сложной. Однако изменение словесной и грамматической формы текста еще не означает, что школьник полностью понял коммуникативный смысл прочитанного.
Коммуникативный смысл текста – это отношение его содержания к достигаемой цели коммуникации.
В понимании любого текста возможны варианты. Наблюдения за детьми, подтвержденные психологической наукой, говорят о том, что возможны два главных типа (назовем их прототипами) понимания текста. Первый прототип – конкретно-ситуативный, а второй – абстрактно-обобщенный.
Множественность вариантов понимания зависит от типа текста. Чем больше ориентированность текста на конкретный узкий способ понимания, тем однозначнее его интерпретация (научный, учебный текст). Но даже в тексте, допускающем большое количество вариантов понимания (степеней свободы), существует предел – это и есть объективный смысл текста, или его концепт (М. М. Бахтин), выход за рамки которого рассматривается большинством как ошибка понимания.
Информация по педагогике:
Реализация личностно-ориентированного
обучения на уроках информатики с учётом возраста
учащихся
Особенности личностно-ориентированной модели обучения и их классификация В традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), а личностно-ориентированное обучение, исходи ...
Методика диагностики стиля педагогического общения
Исследование было проведено на базе детского сада №40, г. Барани. В данном исследовании приняли участие 4 воспитателя, работающие в указанном детском дошкольном учреждении, а также их 40 воспитанников. Диагностику проводила Ярома Марина. В исследовании, целью которого является выявление стиля педаг ...
Инновационные подходы к освоению ценностей физической культуры и спорта
В основу современной системы освоения ценностей физической культуры и спорта необходимо заложить теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в теории физической культуры в последнее десятилетие. Рассмотрим подробнее каждое из ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.