Любой текст имеет основополагающую структуру, и цель понимания заключается в ее воссоздании. Структура, организующая текст, называется грамматикой содержания (story grammar). Основными элементами грамматики содержания многих текстов являются: ситуация, проблема и ее разрешение. Правильное воссоздание грамматики текста обеспечивает правильное понимание его смысла. Для этого важно разобраться в исходной ситуации, описываемой в тексте, понять источники возникновения проблемы и описываемые пути ее разрешения.
Понимание текста проходит несколько фаз. Их три: идентификация, ассимиляция и аккомодация. Идентификация — «буквальная фотография текста» и ее сличение с имеющимися представлениями. Ассимиляция — усвоение той части смысла текста, которая представляется наиболее важной. Аккомодация — приспособление извлеченных из текста знаний к новой ситуации. Данные процессы влияют на успешность не только «первичного» понимания текста, но и на последующее применение извлеченной информации.
Указанные процессы понимания неотделимы от критического мышления учащихся в ходе чтения. Критическое мышление — это целенаправленный акт познавательной деятельности, в котором 4 подвергаются сомнению суждения, проверяются и перепроверяются аргументы, формулируются собственные умозаключения, утверждаются взгляды и убеждения, принимаются решения. Критическое мышление является основой критического чтения, без которого невозможно глубокое понимание коммуникативного смысла.
Критическое мышление зависит от четырех факторов:
когнитивного (извлечение информации из текста);
аффективного (эмоциональное восприятие текста читателем);
коннотативного (индивидуальная интерпретация текста читателем);
поведенческого (индивидуальная реакция читателя на текст).
Все эти факторы целенаправленно формируются в ходе обучения чтению и предполагают работу над текстовой информацией, эмоциональным восприятием содержания, проникновением в подтекст и формированием «отклика читателя», т. е. собственных мнений и суждений по поводу прочитанного.
Проблема, которую решает каждый учитель, заключается в том, можно ли управлять процессом понимания текста учащимися и обучать этому процессу. Рассмотрим некоторые методические приемы для обучения смыслу текста, доступные учителю.
Для подготовки учащихся к восприятию и пониманию текста используется прием «формирования установки на смысловое содержание» (priming). Суть приема заключается в постепенной подготовке учащихся к восприятию смысла текста за счет предварительного ознакомления школьников с аналогичными по смыслу текстами.
Для обучения пониманию можно использовать задания, называемые смысловым организатором (advance organizer), в котором пропущено смысловое звено. В «смысловом организаторе» с учащимися заранее обсуждаются отдельные текстовые детали, существенные для понимания идеи, но ядерный смысл во время предварительной работы остается не раскрытым. Его учащиеся определяют сами в процессе и результате чтения.
Эффективным приемом обучения является «мысленное вращение» (mental rotation). Аналогичный прием широко используется в экспериментах гештальт-психологии, когда испытуемым предъявляются несколько изображений. Их задача заключается в том, чтобы определить, изображены ли на рисунках разные предметы или один и тот же под разными углами зрения.
Информация по педагогике:
Формы взаимодействия семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет воз ...
Жизненный успех личности как психолого-педагогическая проблема
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, адекватность усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализация его в обществе всегда и везде входила в орбиту размышлений философов, социологов, психологов, ученых, писателей. Проблем ...
Совершенствование организации учебного процесса на основе перехода к
системе зачетных единиц
По мнению проф. Д.Бадарча, одна из причин кризиса традиционной образовательной системы, сформировавшейся в странах, которые расположены на постсоветском пространстве, состоит в глубоко укоренившейся в сознании педагогов и студентов субъект-объектной парадигмы обучения, родоначальником которой был н ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.