Психолого-лингвистические приемы обучению иноязычных текстов лингвострановедческого содержания

Образование и педагогика » Формирование навыков и умений чтения на основе текстов лингвострановедческой тематики » Психолого-лингвистические приемы обучению иноязычных текстов лингвострановедческого содержания

Страница 2

Любой текст имеет основополагающую структуру, и цель понимания заключается в ее воссоздании. Структура, организующая текст, называется грамматикой содержания (story grammar). Основными элементами грамматики содержания многих текстов являются: ситуация, проблема и ее разрешение. Правильное воссоздание грамматики текста обеспечивает правильное понимание его смысла. Для этого важно разобраться в исходной ситуации, описываемой в тексте, понять источники возникновения проблемы и описываемые пути ее разрешения.

Понимание текста проходит несколько фаз. Их три: идентификация, ассимиляция и аккомодация. Идентификация — «буквальная фотография текста» и ее сличение с имеющимися представлениями. Ассимиляция — усвоение той части смысла текста, которая представляется наиболее важной. Аккомодация — приспособление извлеченных из текста знаний к новой ситуации. Данные процессы влияют на успешность не только «первичного» понимания текста, но и на последующее применение извлеченной информации.

Указанные процессы понимания неотделимы от критического мышления учащихся в ходе чтения. Критическое мышление — это целенаправленный акт познавательной деятельности, в котором 4 подвергаются сомнению суждения, проверяются и перепроверяются аргументы, формулируются собственные умозаключения, утверждаются взгляды и убеждения, принимаются решения. Критическое мышление является основой критического чтения, без которого невозможно глубокое понимание коммуникативного смысла.

Критическое мышление зависит от четырех факторов:

когнитивного (извлечение информации из текста);

аффективного (эмоциональное восприятие текста читателем);

коннотативного (индивидуальная интерпретация текста читателем);

поведенческого (индивидуальная реакция читателя на текст).

Все эти факторы целенаправленно формируются в ходе обучения чтению и предполагают работу над текстовой информацией, эмоциональным восприятием содержания, проникновением в подтекст и формированием «отклика читателя», т. е. собственных мнений и суждений по поводу прочитанного.

Проблема, которую решает каждый учитель, заключается в том, можно ли управлять процессом понимания текста учащимися и обучать этому процессу. Рассмотрим некоторые методические приемы для обучения смыслу текста, доступные учителю.

Для подготовки учащихся к восприятию и пониманию текста используется прием «формирования установки на смысловое содержание» (priming). Суть приема заключается в постепенной подготовке учащихся к восприятию смысла текста за счет предварительного ознакомления школьников с аналогичными по смыслу текстами.

Для обучения пониманию можно использовать задания, называемые смысловым организатором (advance organizer), в котором пропущено смысловое звено. В «смысловом организаторе» с учащимися заранее обсуждаются отдельные текстовые детали, существенные для понимания идеи, но ядерный смысл во время предварительной работы остается не раскрытым. Его учащиеся определяют сами в процессе и результате чтения.

Эффективным приемом обучения является «мысленное вращение» (mental rotation). Аналогичный прием широко используется в экспериментах гештальт-психологии, когда испытуемым предъявляются несколько изображений. Их задача заключается в том, чтобы определить, изображены ли на рисунках разные предметы или один и тот же под разными углами зрения.

Страницы: 1 2 

Информация по педагогике:

Развивающее обучение
Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим умом»). Учитель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика ...

Законы и принципы управления на примере МОУ «Гимназия №164» г.Зеленогорска
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №164» (МОУ «Гимназия №164») расположено по адресу: Красноярский край, г.Зеленогорск, ул. Советская, 5А. Директор – Губанова Надежда Николаевна. Образовательный комплекс состоит из: - школы трех ступеней образования: начальной, средней и старшей ...

Ребенок и школа
Дьюи — яркий представитель гуманистического направления в педагогике. Для него характерно любовно-уважительное отношение к детям. Жизнь ребенка «с ее потребностями не менее ценна, чем жизнь взрослого». Ребенку принадлежит право наслаждаться детством, утверждал Дьюи, и в школе он должен жить полноце ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru