Подводя итог изложенному, подчеркнем еще раз, что основная функция текста в учебном процессе — обучение чтению, причем всегда его конкретному виду. Другими словами, текст выступает как объект деятельности учащегося, результатом которой является его смысловое восприятие — понимание. Этот результат оценивается по следующим параметрам: правильность интерпретации коммуникативной задачи автора текста, адекватность степени полноты и точности понимания информации текста поставленной цели.
В основе всех трех видов чтения лежат общие/основные умения, которыми читающий пользуется во всех ситуациях. Одни из них связаны с пониманием содержания, другие — с его осмыслением и переработкой. Например:
уметь выделять в тексте основную мысль (наиболее важные факты, цифровые данные и т.д.);
обобщать прочитанное, отделять главное от второстепенного, новое от известного;
соотносить между собой отдельные части текста, устанавливать связь между ними; группировать основные факты/события каждого смыслового куска;
формировать суждение относительно замысла текста и его дальнейшего развития;
уточнять понимание содержания с помощью анализа (при изучающем чтении) и синтеза (при ознакомительном и поисковом чтении);
восстанавливать пробелы в понимании;
использовать функции строевых слов;
оценивать и интерпретировать содержание;
понимать и оценивать национально-культурную специфику страны изучаемого языка;
обращаться к собственному опыту чтения, в том числе и народном языке.
Основные компоненты чтения — текст, задание перед чтением и контроль понимания — должны соответствовать конкретному виду чтения.
Упражнения, предшествующие всем видам чтения:
на основе ключевых слов (предваряющих вопросов, плана, иллюстраций) сделать предположение о содержании текста;
предварять чтение изучением схем, таблиц, терминов и т.д.;
опираться на предваряющую чтение беседу учителя (что вы знаете/помните о .);
прослушивать перед чтением фонозапись о том же событии но в описании другого автора (например, репортаж);
предварительно изучить текст на аналогичную тему с целью повторения лексики и необходимых выражений (для быстрых видов чтения).
Обучение ознакомительному чтению
Ознакомительное чтение. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении. На первом этапе обучения желательно выбирать для этой цели тексты, не содержащие какого-либо нового языкового материала, на втором — постепенно увеличивать его количество, но не превышать указанного предела, на третьем - использовать любой оригинальный текст, жанр которого это допускает.
Чтение надо периодически сопровождать заданиями по его ускорению. При ознакомительном чтении текст читается один раз и целиком или большая его часть, законченная в смысловом отношении.
При подготовке к проведению ознакомительного чтения преподаватель прежде всего намечает объекты контроля, выделяя для этого все те факты (основные и второстепенные), которые обеспечивают понимание основного содержания. Затем он выбирает способ контроля и решает, какой должна быть формулировка задания. В дальнейшем, независимо от избранного способа контроля, проверяется понимание только намеченных заранее фактов. Не следует забывать, что при этом виде чтения проверяется понимание лишь основного содержания текста.
Пересказ как способ проверки понимания при ознакомительном чтении можно использовать только тогда, когда текст достаточно длинный (это исключает возможность выучивания текста наизусть). В этом случае следует требовать изложения только основных фактов.
Информация по педагогике:
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой» – все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к ...
Н.К. Крупская о советском учителе
Руководствуясь указаниями Коммунистической партии и В. И. Ленина об учителе, Н. К. Крупская писала, что профессия учителя у нас не только почетна, но это одна из «наиболее захватывающих» профессий. Хотя Крупская, занятая большой государственной работой, не могла продолжать свою практическую педагог ...
Психофизиологические, нейрофизиологические, психолингвистические основы усвоения
навыка чтения
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка в целом. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения . Причины нарушений чтения можно определить, понимая су ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.