Практически для изучающего чтения подходит любой текст, но предпочтение следует отдавать таким, на чтение которых не жаль затраченного времени и сил. Другими словами, к ним более, чем к каким-либо иным текстам, предъявляется требование познавательной ценности, информативной значимости. Подбираются наиболее трудные для данного этапа обучения тексты, трудные и в содержательном и в языковом отношении.
Изучающее чтение сначала проводится только на занятии, под руководством преподавателя.
Как отмечалось, целью изучающего чтения является полное и точное понимание всей информации, что требует иногда двух- и даже трехкратного обращения к тексту. Работа с конкретным текстом обычно распределяется между двумя занятиями, которые строятся по-разному. Если для изучающего чтения используется целый текст, то на первом занятии учащиеся его бегло просматривают (за 2—5 минут) и определяют его тему и характер (первое чтение — просмотр). После этого они получают домашнее задание: внимательно прочитать текст, чтобы точно понять его содержание (повторное чтение — изучающее, самостоятельное). На втором занятии преподаватель проверяет понимание прочитанного; это может сопровождаться перечитыванием отдельных мест. Если для изучающего чтения предназначается отрывок из длинного текста, то домашним заданием к первому занятию является самостоятельное ознакомительное чтение всего текста.
На втором занятии проверяется понимание уже только этого отрывка, но в рамках изучающего чтения.
В обоих случаях проверка понимания обязательно заканчивается обсуждением вопросов, связанных с оценкой позиции автора, степени убедительности его выводов, новизны приводимых фактов. В заключение можно рекомендовать учащимся еще раз быстро прочитать текст, чтобы убедиться, что все понятно.
В качестве средства контроля понимания при изучающем чтении чаще всего используется перевод текста на родной язык. В данном случае его можно рассматривать и как способ самоконтроля для учащегося - способ определить, насколько он понял текст.
Условия успешности обучения:
медленный вид чтения про себя без ограничения времени;
перечитывание с решением новых задач;
перевод на родной язык всего текста или его фрагментов;
чтение первоначально облегченных текстов, затем трудных (поучительных в смысле подхода к работе над незнакомым материалом);
самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю.
Умения, лежащие в основе данного вида чтения:
определять важность (значимость, достоверность) информации;
полно и точно понимать содержание текста;
делать перифраз/толкование трудных для понимания слов/ предложений;
раскрывать причинно-следственные связи;
предвосхищать дальнейшее развитие событий/действий;
составлять план, схемы, таблицы;
ставить вопросы к основной и второстепенной информации;
отделять объективную информацию от субъективной, т. е. факты от рассуждений;
выявлять имплицитную информацию;
понимать содержание, опираясь на фоновые знания/широкий контекст, на экстралингвистический аппарат текста и шрифтовые выделения;
переводить текст полностью или выборочно (устно или письменно).
3. Упражнения для обучения изучающему чтению:
распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;
назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение;
добавьте факты, не меняя структуру текста;
найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации;
составьте аннотацию/реферат;
Информация по педагогике:
Площадь произвольного n-угольника
Отдельно в школе площадь произвольного многоугольника не рассматривается. Однако, в курсе геометрии есть ряд задач, в которых требуется найти площадь произвольного многоугольника. К тому же на практике задача о площади такого многоугольника встречается довольно часто. Поэтому на уроках геометрии сл ...
Методические разработки по теме "ванадий и его соединения"
Тема. Ванадий. Цель: повторить и обобщить сведения о свойствах, способах получения и применении ванадия и его соединений. Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (приведена в электронном учебном пособии). Содержание урока соответствует части IV.9 электронного учебно ...
Анкетирование учителей и учеников
Для того, чтобы показать эффективность использования математической игры для развития познавательного интереса одного теоретического обоснования недостаточно. Любая теория должна быть подтверждена практикой. В связи с этим в школе №37 города Кирова и безводнинской средней школе (БСШ) был проведен о ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.