Понятие культурологического развития детей, его связь с другими сторонами воспитания

Образование и педагогика » Культурологическое развитие дошкольников посредством пейзажной живописи » Понятие культурологического развития детей, его связь с другими сторонами воспитания

Страница 1

Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой цивилизованного развития. В образовании как явле­нии цивилизации происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности.

Древом, питающим творчество, духовной ценностью называл культуру Н.К.Рерих, который видел назначение культуры в сохранении основ образования, называя ее священным оплотом человечества, и мечтал о том, что она войдет в каждодневный обиход хижины и дворца. Он писал: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».

В современных условиях одна из причин дефицита духовности видится в от­чуждении культуры от личности, когда культура перестает оказывать эффектив­ное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность переста­ет испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями. По справедливому замечанию М.С. Кагана, педагогика оперирует понятиями образо­вание, воспитание, обучение, а понятие культуры не используется в качестве кате­гории формирования человека в детстве. Индивидуально-творческое развитие лич­ности невозможно вне связи понятий ребенок и культура. Именно культура вы­ступает связующим фактором между социальным и генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного общества. Для того чтобы образова­ние в современной цивилизации предстало как явление культуры, педаго­гической науке следует осмыслить понятие культуры.

Термин культура своими корнями уходит в древний Рим, в частности Марк Цицерон определял понятие культуры как «возделывание», «обработка», что делает ее изначально сходной с педагогикой по своей функции. В различные исторические эпохи и цивилизации философы осмысливали понятие культуры. В немецкой философии XVIII в. ученые подходили к трактовке культуры с раз­личных сторон, выделяя, однако, два ярко выраженных оттенка: материальное достояние и внутреннее духовное богатство личности, обозначенное словом образование.

И. Нидерман отмечает, что культура - это возделывание чего-либо- души, ума, развития, а И.Гердер напрямую связывает культуру с просвещением и ви­дит в ней силу, которая заключена в сплачивании людей. Культура, по Канту, является «деянием», «созиданием через свободу», силой, дисциплинирующей ра­зум. Культура, по Фихте, выражает человеческое стремление к свободе, свобод­ному созиданию. Культура есть совокупность упорядоченности и нравов, это цель человеческого рода, стремящегося стать выше природы с помощью науки, искусства, труда и досуга посредством расшифровки знаково - символической системы как средства их создания. Для Шиллера культура - условие бытия и совершенствования человека. Культура представляет человеку условия для реа­лизации его желаний, а регулятором гармонии человека и культуры выступает искусство. В. Вундт связывает первоначальный смысл слова культура с заботой, направленной на облагораживание и очищение жизни. Американский куль­туролог Л.Уайт понимает культуру как особое общественное явление, опери­рующее символами. Способность человека понимать эти символы создает воз­можность закреплять, увеличивать, передавать от поколения к поколению человеческий опыт. Интерес вызывает мысль Л.Уайта о том, что речь, сознание, поведение, взаимоотношения людей регулируются культурой.

М.С.Каган понимает культуру как целостный системный взгляд на ве­щи, способность видеть в разнообразии множества взаимосвязанных элементов специфические образования, а также как способ деятельности человека, состоя­щей из двух граней и трех слоев (материальная, духовная и художественная культура). Характеризуя строение духовной культуры, М.С.Каган отмечает наличие в ней продуктов познавательной и ценностноориентационной деятель­ности. Выделение художественной культуры он обосновывает тем, что искусст­во обладает уникальной культурогенной способностью образовывать вокруг себя относительно автономную сферу всех видов человеческой деятельности (преобразовательной, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной), что представляет для нас научный интерес. На этих же пози­циях стоит и Г.Н.Волков: « .культура - это то созданное и накопленное челове­чеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему раз­витию (культивированию!), приумножению созидательных, творческих воз­можностей, способностей общества и личности или, иначе говоря, экономиче­скому, социальному, политическому».

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры современной молодежи
Развитие медиаобразования в России в XXI веке сопровождается вхождением человечества в информационное общество, одним из неотъемлемых составляющих которого является «общество знаний». Человек общества знаний должен «соблюдать права и основные свободы человека, включая свободу выражения своего мнени ...

Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по м ...

Религиозные принципы
В Дагестане существовала народная система образования и воспитания, которая носила исламский религиозный характер, гибко, с учетом сложившихся народных обычаев, адаптировалась в каждом селе. Распространением грамотности среди народа занималась мечеть. Религиозное образование ставилось превыше всего ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru