Понятие культурологического развития детей, его связь с другими сторонами воспитания

Образование и педагогика » Культурологическое развитие дошкольников посредством пейзажной живописи » Понятие культурологического развития детей, его связь с другими сторонами воспитания

Страница 2

Понимание культуры как формирование и реализация сущностных сил че­ловека в процессе его социальной деятельности, как изменение человека, ста­новление его творческой самодеятельности отражено в работах В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова и В.М. Межуева. Культуру В.М. Межуев опре­деляет как деятельность и саморазвитие человека: «Культура представляет собой деятельностно - практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно и социально детерминированного деятель­ного существования».

Ю.Б. Борев трактует культуру во взаимосвязи с понятиями «цивилизация», «искусство», где культуру определяет как деятельность, а ее продукт считает социальной памятью человека, сохраненной посредством знаков и символов. «Культура – «вторая природа», рукотворная природа и процесс ее производства. Культура - средство организации социума, способ производства человеком са­мого себя как духовного существа, способ развития сущностных сил человека».

Существует взгляд на культуру как ценность, выполняющую межпоколен­ную трансмиссию. Согласно точке зрения Э.А.Орловой, культура фиксирует человечески - содержательный аспект общественных отношений, представлен­ный в процессе производства предметами, знаниями, символическими си­стемами, набором ценностей, способов деятельности и взаимодействий индивидов, механизмами организации и регуляции их связей с окружением. При таком подходе культура понимается как процесс, результат. Культура содержит человеческие ценности: нравственные, эстетические. В них в концентрированном виде проявляется опыт народа, поэтому ценности культуры определяют образ и стиль жизни людей, характер восприятия жизни, состав­ляют своеобразную мотивационную основу человеческого поведения.

В концепции культуры как специфического способа человеческой деятель­ности система ценностей рассматривается как очень важный компонент той универсальной технологии, благодаря которой осуществляется активность лю­дей в процессе функционирования и развития их общественной жизни. Э.В.Соколов отмечает и личную значимость культурных ценностей, направ­ляющих духовную и практическую деятельность человека: экспрессивную, адаптивную, защитную, познавательную и внутренней координации.

Л.С. Сысоева, изучая механизм взаимодействия личности с культурой, выде­ляет три, на ее взгляд, важных отношения: во-первых, личность усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия; во-вторых, она функцио­нирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей и, в-третьих, создает культуру, будучи субъектом культурного творчества. В зави­симости от того, какую культуру усваивает ребенок, и какие ценности он выра­жает, происходит и становление его личности. Феномен культуры, в понима­нии В.С. Библера, представлен как всеобщность духовного образа жизни. Поня­тие культуры трактуется в трех, переходящих друг в друга и обосновывающих друг друга, всеобщих определениях.

1. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различ­ных прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопорож­дения этих культур.

2. Культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте лично­стей, самодетерминации жизни, сознания, мышления, форма свободного ре­шения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей от­ветственности.

3. Культура - это изобретение «мира впервые», она как бы порождает мир, бытие предметов, людей, свое собственное бытие.

«Определение культуры как особой формы общения культур - это грань всеобщей логической идеи диалога логик. Определение культуры как феноме­на самодетерминации - это грань всеобщей идеи и трансдукции» (взаимоперехо­да и взаимообоснование логик). Идея культуры как «мира впервые» - это грань коренной всеобщей логической идеи логики парадоксов, идея логики начала ло­гики», - отмечает В.С. Библер.

Исходными теоретическими положениями в создании программ и техноло­гий развития дошкольников явилась взаимосвязь образование - культура - ис­кусство - личность. В.С. Библер утверждает, что бытие в культуре, общение в культуре есть общение и бытие на основе произведения, в идее произведения, что: «Только в произведениях культуры индивид может жить и развиваться и изменяться» через общение «разумение (актуализацию) всеобщего бытия: бытия мира, бытия людей, собственного бытия, - собственного события с миром и людьми». Общение через произведение является характерной чертой для куль­туры, где она реализует себя как культура, осуществляет общение индивидов как личностей.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Речевая деятельность детей, ее развитие и задачи
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности общ ...

Активизация учебного процесса
Учебный процесс в современной начальной школе, утверждал Дьюи, противоестествен природе ребенка, его стремлению делать и знать. Школа заставляет детей сидеть часами неподвижно и выслушивать, молчаливо впитывать сложные и непонятные факты. Следствием такого процесса обучения является нелюбовь детей ...

Понятие и сущность учебной мотивации студентов учреждений СПО
Формирование учебной мотивации является основой становления компетентного специалиста, который постоянно усовершенствует свои навыки, улучшает знания, развивается. Неверно говорить об учебной мотивации, не затронув такое базисное понятие как "развитие". В философских словарях "развит ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru