Изучение культурологического развития разными педагогическими средствами в педагогической литературе

Образование и педагогика » Культурологическое развитие дошкольников посредством пейзажной живописи » Изучение культурологического развития разными педагогическими средствами в педагогической литературе

Страница 1

Культура же, сферой которой является искусство, образовывает не по схеме «восходящей лестницы», а по схеме «драматического произведения» - воспроизве­дение слагающих феноменов, полифонизм, общение различных форм понимания, стремление к всеобщности, формируя гуманитарное мышление. В.С. Библер указы­вает, что наука также может быть и должна быть понята и развиваема как фено­мен культуры, т.е. как взаимопереход, одновременность, разномысленность раз­личных научных парадигм, как формы общения, ставя тот же культурологиче­ский подход.

В.С. Семенов утверждает, что культура - это определенный способ и поле дея­тельности человека и результат реализации его сущности, выражает синтетиче­скую характеристику развития человека, выступает показателем развития челове­ка и прогресса человеческого общества. Человек и в педагогике и в культуре представлен как субъектная ценность и результат своей собственной деятельно­сти. М. Мид утверждает, что развитие ребенка определяется формой той культуры, в которой он был взращен, где воспитанию отводится особая роль: «Хотя воспита­ние и не может изменить тот факт, что личность ребенка в самых ее существенных чертах всегда отражает культуру, в которой он был воспитан, все же методы вос­питания могут иметь далеко идущие последствия для развития той совокупности, темперамента, мировоззрения, устойчивых предпочтений, которые мы и называем личностью».

Современное образование не может ограничиваться рационализацией образо­вательного процесса, поиском отдельных технологий. Оно начинает свое развитие путем взаимообогащения различных культур. Это побудило нас интегрировать со­держание программ и педагогических технологий, обусловливающих развитие всех сфер ребенка.

Несмотря на различные точки зрения в трактовке термина культура, позиции многих ученых совпадают в том, что культура создана человеком и существует для человека, для его развития и самовыражения. Мир культуры - это мир человека. Человек в культуре есть ее цель и результат. В связи с тем, что наши программы и технологии ориентированы на формирование внутреннего мира ребенка, его це­лостности и гармоничности, перед нами встала необходимость обратиться к по­нятию «мир».

«Мир» не случайно означает и вселенную, и мирность, - писал Н.К.Рерих. - Не случайно эти два великих понятия объединены в одном звучании». И далее он от­мечает: «Не удивительно ли, по-русски слово мир единозвучно и для мирности, и для вселенной. Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны. Всеми иероглифами хотели древние дать понять это целебное, спасительное единозначие.

Мир - вселенная и мир - труд мирный вселенский, посев - творящий, красота мира – победительница».

Мир вселенной и мир человека неотделимы в своем существовании. Н.К.Рерих призывал объединяться вокруг знака культуры, чтобы избежать раз­ложения, разрушения мира вокруг и в себе. Защита и утверждение культуры, знания, красоты - вот путь к неразделимости, гармонии мира вселенной и человека, дающий плоды созревания и творчества. На этой позиции стояли многие предста­вители искусства, педагогики, психологии. С.Л. Рубинштейн отмечал, что созрева­ние неразрывно связано с освоением знакового содержания человеческой культу­ры, в процессе постижения которого происходят качественные изменения основ­ных свойств личности.

О значимости соприкосновения с миром культуры, создающей уникальное первоначальное образование и направляющей развитие внутреннего мира ребенка, говорили Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Гусева, Э.Н. Гусинский, А.В. Запорожец, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, В.М. Рбзин и др. Анализ точек зре­ния ученых на трактовку понятия «внутренний мир» человека позволил обнару­жить сходство и различие в толковании. Так, внутренний мир человека понимается как совокупность свойств личности (Б.Г.Ананьев); взаимосвязанные структурные элементы духовного мира: рациональной, эмоционально-чувственной, волевой сфер (Н.Е.Андрюшина); субъективные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества (Е.В. Бондаревская); «отстранение от собственного «Я» и его слияние с миром ценностей» (Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов); возникновение осмысленной картины мира (Л.С. Выготский); мир культуры, превращенный в мир вещных форм, охватывающий и формы духов­ной жизни - нравственные, эстетические, интеллектуальные, религиозные (Н.В. Гусева, В.С. Семенов); индивидуальная система моделей мира Р.Н. Гусинский); «плоды» познавательной, проективной, ценностно-ориентационной деятельности и духовного общения людей; создание всеобщих идеальных образцов предметной деятельности и норм общения; не личностная культура, представляющая целостность культуры, познания, культуры деятельно­сти, культуры отношений», духовно-нравственных волевых качеств и свойств; ба­зис личностной культуры, вобравший ценности познания, преобразования, пере­живания; выражение в личности моментов культуры: объективности, самосозна­ния, дисциплины, коммуникации, творчества, духовной свободы.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Методика социального патронажа и надзора
Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социал ...

Игра как средство развития коммуникативной культуры у старших дошкольников
В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, ...

Понятие культурологического развития детей, его связь с другими сторонами воспитания
Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой цивилизованного развития. В образовании как явле­нии цивилизации происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общес ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru