2) тревожность,
3) недоверие к себе,
4) чувство неполноценности,
5) враждебность,
6) конфликт (фрустрация),
7) трудности в общении,
8) депрессивность.
При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. В результате проведенного исследования и количественной оценки теста я получила данные по симптомокомплексам, которые представила в виде таблицы.
Методика “Рисунок несуществующего животного”
Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Объяснить ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер. Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир.
Аспекты анализа рисунка разделяются на формальные и содержательные. К формальному аспекту относятся:
а) семантика расположения в пространстве;
б) графологические признаки;
Рисуночный тест "дом-дерево-человек" позволил оценить ряд симптомокомплексов, характеризующих психоэмоциональное состояние обследуемых детей:
В таблице 2 (Приложение) представлены следующие усредненные данные: по симптомокомплексу “незащищенность" - 33% детей имеют высокий уровень незащищенности, 58% детей имеют средний уровень выраженности незащищенности и 8% детей - низкий уровень незащищенности. По симптомокомплексу “тревожность” - высокий уровень тревожности имеют 50% детей, средний уровень тревожности имеют 42% детей и низкий уровень - 8% детей группы.25% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу “недоверие к себе” и 75% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу “чувство неполноценности”: 8% детей имеют высокий уровень, 33 % детей - средний уровень выраженности, 58% детей - низкий уровень.17% детей имеют высокий уровень выраженности по симптомокомплексу “враждебность”, 33% - средний уровень и 50% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу “конфликтность (фрустрация) ” имеют высокий уровень 8% детей, средний уровень 17% детей и низкий уровень имеют 75% детей. По симптомокомплексу “трудности общении" имеют высокий уровень 25% детей, средний уровень 50% человек и низкий уровень - 25% человек. И по симптомокомплексу “депрессивность" имеют средний уровень 17% детей и 83% детей из всей группы имеют низкий уровень.
Анализируя результаты исследования по симптомокомплексам, мы выявили взаимосвязь уровня тревожности и чувства неполноценности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с повышенным уровнем чувства неполноценности наблюдаются трудности в общении, которые появляются возможно, в результате конфликтности.
Ниже приведен анализ характерных рисунков некоторых детей Например, анализ рисунка Даниила К. (7 лет) показал нам наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности. А именно, на рисунке мальчик изобразил линию земли, что выражает чувство тревоги, неуверенности в себе, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими. Возле дома изобразил забор, что говорит о чувстве незащищенности. При рисовании ребенок использовал штриховку (заштриховал всего человека), штриховка размашистая и выходит за контур, это может нам сказать о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение. При рисовании сильно нажимал на карандаш, несколько раз исправлял рисунок. Когда рисовал человека, руки изобразил в виде кулаков, что может говорить о существующих признаках агрессии, и возможно является причиной трудностей в общении с детьми и взрослыми. Руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широком круге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена. Все три рисунка ребенок расположил в самом низу листа, поэтому мы можем предполагать о том, что ребенок неуверен в себе, может быть заниженная самооценка.
При анализе рисунка Димы Е. (7 лет) заметно проявление у мальчика агрессивности, о чем говорит агрессивная поза человека, человек вооружен (в руке держит саблю). На лице человека не изображены глаза и голова нарисована в профиль. Такое положение рисунка рассматривается как проявление закрытости ребенка, ухода от общения. Отсутствие таких основных деталей лица, как глаза может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.
Информация по педагогике:
Типовые различия в характеристиках
компонентов математических способностей
Существование различных типов математических складов ума есть следствие не только индивидуальных и типовых психологических различий между людьми, но и следствие различных требований, которые предъявляют человеку разные разделы математики. Эксперименты на ребятах от 11 до 14 лет показали, что в зави ...
Подготовка мастера к виду профессионального обучения
В решении задач, стоящих на современном этапе перед системой профессионально-технического образования, ведущая роль принадлежит мастеру производственного обучения. От его личностных качеств, профессионального уровня как педагога во многом зависит уровень подготовленности и воспитанности будущих раб ...
Понятие, сущность, цели, задачи, основные принципы
морфологии растений
Морфология растений, фитоморфология – наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений в их индивидуальном и эволюционно-историческом развитии. Один из важнейших разделов ботаники. По мере развития морфологии растений из неё выделились как самостоятельные науки анатомия растен ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.