2) тревожность,
3) недоверие к себе,
4) чувство неполноценности,
5) враждебность,
6) конфликт (фрустрация),
7) трудности в общении,
8) депрессивность.
При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. В результате проведенного исследования и количественной оценки теста я получила данные по симптомокомплексам, которые представила в виде таблицы.
Методика “Рисунок несуществующего животного”
Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Объяснить ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер. Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир.
Аспекты анализа рисунка разделяются на формальные и содержательные. К формальному аспекту относятся:
а) семантика расположения в пространстве;
б) графологические признаки;
Рисуночный тест "дом-дерево-человек" позволил оценить ряд симптомокомплексов, характеризующих психоэмоциональное состояние обследуемых детей:
В таблице 2 (Приложение) представлены следующие усредненные данные: по симптомокомплексу “незащищенность" - 33% детей имеют высокий уровень незащищенности, 58% детей имеют средний уровень выраженности незащищенности и 8% детей - низкий уровень незащищенности. По симптомокомплексу “тревожность” - высокий уровень тревожности имеют 50% детей, средний уровень тревожности имеют 42% детей и низкий уровень - 8% детей группы.25% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу “недоверие к себе” и 75% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу “чувство неполноценности”: 8% детей имеют высокий уровень, 33 % детей - средний уровень выраженности, 58% детей - низкий уровень.17% детей имеют высокий уровень выраженности по симптомокомплексу “враждебность”, 33% - средний уровень и 50% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу “конфликтность (фрустрация) ” имеют высокий уровень 8% детей, средний уровень 17% детей и низкий уровень имеют 75% детей. По симптомокомплексу “трудности общении" имеют высокий уровень 25% детей, средний уровень 50% человек и низкий уровень - 25% человек. И по симптомокомплексу “депрессивность" имеют средний уровень 17% детей и 83% детей из всей группы имеют низкий уровень.
Анализируя результаты исследования по симптомокомплексам, мы выявили взаимосвязь уровня тревожности и чувства неполноценности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с повышенным уровнем чувства неполноценности наблюдаются трудности в общении, которые появляются возможно, в результате конфликтности.
Ниже приведен анализ характерных рисунков некоторых детей Например, анализ рисунка Даниила К. (7 лет) показал нам наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности. А именно, на рисунке мальчик изобразил линию земли, что выражает чувство тревоги, неуверенности в себе, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими. Возле дома изобразил забор, что говорит о чувстве незащищенности. При рисовании ребенок использовал штриховку (заштриховал всего человека), штриховка размашистая и выходит за контур, это может нам сказать о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение. При рисовании сильно нажимал на карандаш, несколько раз исправлял рисунок. Когда рисовал человека, руки изобразил в виде кулаков, что может говорить о существующих признаках агрессии, и возможно является причиной трудностей в общении с детьми и взрослыми. Руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широком круге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена. Все три рисунка ребенок расположил в самом низу листа, поэтому мы можем предполагать о том, что ребенок неуверен в себе, может быть заниженная самооценка.
При анализе рисунка Димы Е. (7 лет) заметно проявление у мальчика агрессивности, о чем говорит агрессивная поза человека, человек вооружен (в руке держит саблю). На лице человека не изображены глаза и голова нарисована в профиль. Такое положение рисунка рассматривается как проявление закрытости ребенка, ухода от общения. Отсутствие таких основных деталей лица, как глаза может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.
Информация по педагогике:
Основы генетической инженерии
История развития генетической инженерии Генетическая инженерия – раздел молекулярной генетики, исследующий возможности и способы создания лабораторным путем (in vitro) генетических структур и наследственно измененных организмов, т.е. создания искусственных генетических программ, с помощью которых н ...
Педагогические традиции в обучении пересказу
Пересказ - на первый взгляд, несложное задание. Требуется прочитать текст, запомнить его содержание и рассказать своими словами (вариант задания "пересказ близко к тексту" подразумевает употребление некоторых наиболее ёмких и точных слов и выражений, использованных автором). Но, исходя из ...
Цели дистанционного обучения
Авторы статей выделяют следующие
цели
дистанционного обучения: 1. профессиональная подготовка и переподготовка кадров; 2. повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям; 3. подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном; 4. подготовка ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.