Речевое умение, речевые упражнения в обучении монологическому высказыванию

Страница 1

Эти три понятия неразрывно связаны друг с другом. Логическая цепочка связи такова: MB совершается на основе речевого умении, и средством развития речевого умения служат речевые упражнения. Поскольку MB и речевое умение уже рассматривалось выше, обратимся к этапу развития речевого умения и попытаемся определить, как же следует организовать работу на этом этапе, чтобы он был действительно основой обучения MB. Для этого нужно прежде всего установить стадии развития умения, ибо только они позволяют организовать работу над

монологическим высказыванием

адекватно его качествам.

Дело, однако, в том, что умение - феномен многомерный, имеющий много параметров, и выделение стадий его развития по какому-то одному, даже очень важному, параметру окажется слишком односторонним. Необходимо учесть несколько параметров:

1) уровень автоматизированности, что проявляется в так называемой автоматической пробежке (отрезке речи, произносимом без

вынужденных пауз);

2) уровень самостоятельности говорящего, который определяется, во-первых, наличием или отсутствием опор, а также их характером (смысловые опоры „сложнее" содержательных), во-вторых, заданностью или незаданностью речевой задачи;

3) уровень сложности в решении речемыслительной задачи,

который зависит от личного опыта и знаний говорящего, связанных с обсуждаемой проблемой;

4) уровень комбинационности материала, определяемый

широтой

охвата проблем и предметов обсуждения.

Учитывая все параметры, можно условно выделить в развитии речевого умения три стадии - начальную, основную и завершающую.

Следующая таблица наглядно представляет эти стадии и соответствующие

им

параметры. Вполне понятно, что данное деление условно: возможно такое положение (а так чаще всего и бывает), когда разные параметры находятся одновременно на разных уровнях.

Стадия

развития умения

Уровни

Автоматической пробежки

Самостоятельности говорящего

Сложности речемыслительной задачи

Комбинационности материала

1 - начальная

Синтагм - фраза

Есть содержательные опоры (словесная и изобразительная), задача задана

Проблема знакома и есть личный опыт участия в соответствующей сфере деятельности

Используется речевой материал данной проблемы

2 - основная

Одна - две фразы

Есть смысловые опоры (словесные, изобразительные), задача задана

Проблема знакома, но личного опыта нет

Используется материал двух - трех родственных проблем

3 - завершающая

Две фразы

Опор нет, говорящий свободен в выборе задачи

Проблема не знакома, но знания по смежным проблемам позволяет говорить о ней

Неограниченное свободное комбинирование материала

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Педагогические традиции в обучении пересказу
Пересказ - на первый взгляд, несложное задание. Требуется прочитать текст, запомнить его содержание и рассказать своими словами (вариант задания "пересказ близко к тексту" подразумевает употребление некоторых наиболее ёмких и точных слов и выражений, использованных автором). Но, исходя из ...

Требования к подбору задач
Любая математическая игра предполагает наличие задач, которые должны решить школьники, участвующие в игре. А каковы требования к их подбору? У разных видов игр они различны. Если взять математические мини-игры, то задачи входящие в них могут быть как по какой-нибудь теме школьной программы, так и н ...

Методика изучения ампельных растений в школьном курсе биологии
Задачи урока: сформировать понятие о стебле, как осевой части видоизмененного побега ампельных растений. Раскрыть взаимосвязь между особенностями стеблей ампельных растений и выполняемыми функциями. Средства обучения: таблицы «Разнообразие стеблей растений», «Ампельные культуры», комнатные ампельны ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru