Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение. Возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии, в том числе с парциальной и комплексной недостаточностью. Это вызывает необходимость изучения детей, не только до, но и в процессе их обучения и воспитания, определение микропрограмм коррекционного воздействия для каждого отдельного случая.
Последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Одной из серьезных проблем в системе современного образования является ранний детский аутизм. Аутизмом (от греческого autos - сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении, так и самостоятельной нозологической единицей. В последнем случае он возникает в первые годы жизни и называется ранним детским аутизмом (РДА).
Ранний детский аутизм, не входящий в спектр шизофренической симптоматики, характеризуется нарушениями всех сфер психики сенсомоторной, перцептивной, познавательной, речевой и эмоциональной, а также недостаточно развитым социальным взаимодействием с окружающими. Среди нарушений психологического развития выделяют детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет.
При раннем детском аутизме (РДА), нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития в то время, как при других дефектах психического развития, нарушения общения имеют вторичный характер и, значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства: умственной отсталости, невротических расстройств, дефектов речи и слуха и других нарушениях. Коррекция раннего детского аутизма носит особый, достаточно сложный характер.
Ранний детский аутизм входит в структуру шизофренического дефекта психики и занимает особое место, т.к. отличается от всех аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью, как клинической картины, так и психологической структуры нарушений.
Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а так же в условиях хронической психической травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм).
В настоящее время, наиболее значимыми в клинической картине аутизма считаются следующие признаки:
1.Аутизм, как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития, вне связи с уровнем интеллектуального развития;
2. Стремление к постоянству, проявляемое, как стереотипные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;
3. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;
4. Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология в большей степени связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом).
Установлено, что детский аутизм встречается примерно в 3-6 случаях на 10 тысяч детей, причем он чаще бывает у мальчиков, чем у девочек в пропорции 3-4:1. Несмотря на тяжесть нарушений психического развития, в 1/3-1/4 случаев с возрастом проявляется тенденция к разной степени спонтанному сглаживанию патологических черт.
С проблемой аутизма столкнулись родители, педагоги из Забайкалья, где эта патология, особенно отмечена в городах Бале и Краснокаменске. В Краснокаменске с патологией аутизма отмечены 6 детей, четверо из которых находятся на контроле детской городской поликлиники, один проживает в сельской местности района и один ребенок не наблюдается у врачей из-за отказа родителей.
Объект: психолого-педагогический процесс воспитания и обучения детей при РДА.
Предмет: особенности изучения и коррекции процесса развития речи у дошкольников с РДА.
Цель рассмотреть диагностико-коррекционные приемы в работе по речевому развитию дошкольников, имеющих синдром РДА.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и коррекционную литературу по данному вопросу.
2. Выделить и охарактеризовать особенности психоречевого развития аутичных детей.
3. Рассмотреть методы и приемы работы с аутичными детьми по вопросам диагностики и коррекции речевого развития.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников
2. Педагогические наблюдения
3. Опрос (беседа, работа с карточками)
4. Работа с медицинской документацией.
Практическая значимость:
Рассмотрение комплекса возможной психолого-педагогической коррекции проблем развития речи у дошкольников с РДА.
Информация по педагогике:
Развивающее обучение
Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня учебные заведения, развивающее обучение (РО) занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования. Вместе с тем, теория и технология развивающего обу ...
Новая философия взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях
В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития ...
Общая характеристика учебника математики Л.Г. Петерсон для класса
Курс математики Л.Г. Петерсон ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому математические знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Реализация этой цели требует выполнения таких задач: ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.