Роль и значение невербальных элементов в общении и взаимопонимании с аутичными детьми

Образование и педагогика » Диагностика и коррекция развития речи у дошкольников с ранним детским аутизмом » Роль и значение невербальных элементов в общении и взаимопонимании с аутичными детьми

Страница 1

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия с аутичными детьми от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Эти данные заставляют нас задуматься над значением "невербалики" для психологии общения и взаимопонимания аутичных детей, обратить особое внимание на значение их жестов и мимики, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором эти дети особенно разговаривают, даже не осознавая этого.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации.

Большинство сигналов языка тела многозначны. Их более точное определение возможно лишь при учете следующих факторов: подбор слов, ударение, окружение, роли, настроение, вызвавшие его раздражители и т.д.

Язык телодвижений у аутичных детей, в принципе более правдив, чем язык слов. Поведение аутичных детей, целиком направлено на удовлетворение потребностей, обретая в этом свой смысл.

«Под нормальным поведением подразумевается поведение, адекватное реальности. Большой области нормального поведения противостоит такая же большая область поведения, отклоняющегося от нормы. Мы считаем поведение нормальным в том случае, если оно находится в рамках ожиданий окружения. Эти ожидания и определяют, является ли демонстрируемое поведение нормальным, аномальным или нарушенным».

В работе с аутичными детьми всегда сложно определить, нормальное поведение у ребенка или же оно аномальное.

В работе с аутичным ребенком, большое внимание необходимо уделить его движениям. Чем свободнее кажется игра движений, чем мягче и "круглее" отдельные движения переходят одно в другое, тем теснее взаимосвязь с ритмом. Напряженность и расслабленность сменяют друг друга. Ритм - это природное движение жизни и вегетативное собственное движение.

Чем меньше те или иные движения, связаны какой-либо определенной целью, тем они ритмичнее. Таким образом, ритм и расслабленность являются элементами, которые взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга. Ритмичность служит для душевного расслабления, для возникновения ощущения того, что вам хорошо, и способствует фантазии. И в тех случаях, когда мы наблюдаем за ритмично протекающими процессами, например за отливом и приливом моря, у нас возникают чувства, связанные с ритмом: потирание рук, хождение туда-сюда, раскачивание верхней части туловища - все это ритмичные движения аутичного ребенка, к которым он сознательно или бессознательно прибегает.

Виды движений у аутичного ребенка могут быть размашистые, спокойные, оживленные и быстрые.

Оживленные движения являются выражением импульсивности, веселого настроения, восхищения, а также несдержанности и гнева. Быстрые движения бывают, как правило, обусловлены живым темпераментом. Следует различать быстрые внутренние процессы, быструю самовозбудимость, незамедлительную реакцию и степень проявления жизненной силы. Движения могут быть быстрыми, даже в тех случаях, когда налицо недостаток жизненной силы. Быстрые движения часто кажутся бесцельными, властными, возбужденными, раздраженными, взволнованными или рассеянными. И они производят соответствующее впечатление -воспитателя охватывает беспокойство и растерянность. Направления движений аутичного ребенка могут означать: движения вперед свидетельствуют об интересе к тому объекту, в направлении которого он движется. Этот интерес может быть обусловлен позитивно или негативно, буквально или объективно. Точное значение можно вывести из дополнительно подаваемых сигналов. Движения назад демонстрируют тенденцию к отдалению. Нередко уход предваряет бегство, причем сила раздражителя является определяющей в отношении того, совершается уход (отступление) из-за неприятного ощущения или же он (оно) переходит в бегство. Если уход сопровождается произнесением каких-либо фраз, то тогда, в большинстве случаев мы имеем дело с подтверждением слов о том, что «он словно открещивается от того, что сам же и говорит».

Движения в сторону ассоциируются с уклончивым поведением. Наклоненная в сторону часть тела ощущает себя уязвленной. Если ребенок "уклоняется от слов", то голова при этом поворачивается в сторону. К движениям вверх относятся, также потягивание и желание вытянуться. Они проистекают от стремления производить более сильное и внушительное впечатление. Подобное "перерастание самого себя" позволяет говорить о приподнятом мироощущении и радости. Движения вниз, отражают стремление производить, словно уменьшенное впечатление, у аутичного ребенка это может означать состояние подавленности и разбитости. Сильно подвижная мимика аутичного ребенка, свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров. Малоподвижная мимика аутичного ребенка указывает, в принципе, на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра, может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Математические игры как средство развития познавательного интереса к математике
Предмет математики представляет собой связную систему определений, теорем и правил. Каждое новое определение, теорема и правило опираются на предыдущее, ранее введенное, доказанное. Каждая новая задача включает элементы ранее решенной. Такая связность, взаимозависимость и дополняемость всех раздело ...

Содержание и методы коррекционной работы с детьми и подростками
Объект педагогической коррекции - это отдельные сферы личности детей, подвергающиеся изменению, а предмет коррекции - та психическая реальность, на которую направлено коррекционное воздействие. Содержание коррекционной работы с детьми чаще всего связано со следующей группой трудностей: Несоответств ...

Пейзажная живопись как источник формирования духовного мира человека
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей. Пейзаж (местность, страна, родина) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местн ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru